+7 (812) 577-78-43
Юбилей Старо-Калинкина моста
Двойной юбилей отмечает в 2023 году Старо-Калинкин мост, перекинутый через реку Фонтанку недалеко от ее устья. 290 лет первой деревянной переправе и 235 лет — знаменитому каменному мосту с башнями.
История
Река Фонтанка в этом месте разделяется на два рукава, а чуть выше по течению в нее впадает канал Грибоедова, на месте которого в первой половине XVIII века протекала речка Кривуша (другое ее название – Глухая). К 1733 году здесь соорудили деревянный трехпролетный мост с подъемным разводным пролетом, который приводился в действие с помощью порталов с «журавлями». Мост пересекал сразу три водотока и был длинным — около 250 метров.
Название Калинкин было официально присвоено переправе 20 августа 1739 года. Происходит оно от находившейся в этих местах Калинкиной деревни (ижорское название – Кальюла или Kallina). Между 1755 и 1875 годами он также назывался Калинкинский, или Калинковский, мост, а с 1820 по 1925 год — Большой Калинкин мост. Современное название Старо-Калинкин известно с 1907 года, а официально закрепилось — в 1930-х годах.
В 1780-х годах началось строительство гранитной набережной реки Фонтанки, работами руководил инженер-полковник И.К. Герард. Согласно Генеральному плану переустройства Фонтанки, с 1782 по 1788 год было построено семь мостов: Симеоновский, Аничков, Чернышёв, Обуховский, Измайловский, Семеновский и, наконец, Калинкин.
Мосты возводились по типовому проекту, авторство которого приписывают И.К. Герарду, П.К. Сухтелену, Ф. Бауэру или Ж-Р. Перроне (большинство историков считают, что создателем проекта был французский архитектор Жан-Родольф Перроне, хотя сам он в строительстве мостов через реку Фонтанку участия не принимал).
Строительством Калинкина моста руководили инженеры И.К. Герард и П.К. Сухтелен. Работы начались в 1786 году и завершились в 1788 году, о чем свидетельствуют памятные доски на башнях моста.
Как и остальные типовые мосты на реке Фонтанке, Калинкин мост представлял собой трехпролетное каменное сооружение с деревянным двукрылым разводным пролетом в центре и каменными арками по бокам. Опоры моста — каменные, облицованы гранитом. На опорах снизу были построены треугольные гранитные ледорезы, а сверху — четыре гранитные башни, в которых находились подъемные механизмы. Мост разводился вручную с помощью цепей.
Тротуары от проезжей части отделялись гранитными бордюрами, у въездов на мост были установлены гранитные обелиски с фонарями, а у парапетов на открылках моста — гранитные скамьи.
Реконструкции и ремонты
В таком виде Калинкин мост просуществовал до 1880-х годов.
В конце 1880-х годов возросло движение через реку Фонтанку, и переправу потребовалось расширить. В 1889 году архитектор М.И. Рылло разработал проект реконструкции. Он предложил перестроить мост полностью: башни снести, средний деревянный пролет заменить кирпичным сводом, тротуары вынести на металлические консоли и заменить весь декор.
Проект М.И. Рылло утвердила Городская управа, однако петербургская общественность и журналисты подняли волну протеста, после чего Комитет по переустройству мостов отклонил этот проект и поручил М.И. Рылло разработать новый.
Согласно второму проекту, утвержденному Городской управой в июне 1890 года, башни оставались на месте, но остальной декор архитектор не пощадил, предложив убрать с моста обелиски с фонарями, гранитные скамейки и бордюры.
Реконструкция Калинкина моста была проведена в 1892–1893 годах. Устои и быки, а также арки боковых пролетов разобрали и восстановили в их историческом виде, а деревянный центральный пролет заменили пологой циркульной аркой. Мост стал проще, зато его ширина увеличилась до 15,2 метров.
В 1908 году по мосту пустили трамвай, для чего переправу снова расширили.
В 1965 году по инициативе Ленмосттреста было решено восстановить исторический облик Старо-Калинкина моста, вернуть ему утраченный декор. Архитектор Ирина Николаевна Бенуа разработала проект реставрации на основе архивных материалов и изображений моста в живописи. Мосту были возвращены гранитные детали: скамьи на парапетах открылков моста, бордюры вдоль тротуаров и круглые обелиски на въездах.
В 1969 году позолотили металлические детали декора. В 1986–1987 годах по проекту архитектора В.М. Иванова были воссозданы фонари и памятные доски на башнях.
В октябре 2013 года — апреле 2014 года на мосту отремонтировали дорожное покрытие, трамвайные пути и коммуникации.
Характеристики моста
Старо-Калинкин мост перекинут через реку Фонтанку в створе Старо-Петергофского проспекта. Он соединяет Коломенский и Безымянный острова.
Длина моста по задним граням устоев — 61,6 метров, полная ширина — 30,8 метров. Это каменное трехпролетное сооружение, где средний пролет перекрыт пологой циркульной аркой, а боковые — каменными сводами коробовых очертаний.
Четыре гранитные башни выполнены в виде открытых беседок, состоящих из слабо рустованных колонок ромбического сечения. Их венчают круглые купола с шарообразными позолоченными урнами. На башнях установлены мемориальные доски, обозначающие даты начала и окончания строительства.
Перильные ограждения — металлические секции на гранитных тумбах — совпадают по рисунку с решетками набережной реки Фонтанки, на открылках – гранитные парапеты.
Информация для туристов
Старо-Калинкин мост — самый последний мост через реку Фонтанку, доступный для горожан и туристов. Дальше начинается завод «Адмиралтейские верфи», на территории которого река Фонтанка впадает в Финский залив.
Со Старо-Калинкиным мостом связаны городские легенды, благодаря упоминанию его в повести Н.В. Гоголя «Шинель». После смерти Акакия Акакиевича «по Петербургу пронеслись вдруг слухи, что у Калинкина моста и далеко подальше стал показываться по ночам мертвец в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели и под видом стащенной шинели сдирающий со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели… Один из департаментских чиновников видел своими глазами мертвеца и узнал в нем тотчас Акакия Акакиевича».