+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 04.12.2024 в целях технического обслуживания разводятся мосты:Троицкий с 01:20 до 04:50; Тучков с 02:00 до 04:55; Большеохтинский с 02:00 до 05:00; А. Невского с 02:20 до 05:10.

 

Все понятно!

Юбилей Смоленского моста


65-летний юбилей отмечает в 2026 году Смоленский мост, перекинутый через реку Смоленку в створе 16-й и 17-й линий Васильевского острова. В 1961 году здесь была открыта современная переправа.

История

Первый мост через реку Смоленку в этом месте существовал с середины  XVIII века.

Мост на плане Санкт-Петербурга 1776 года. Числом 66 обозначено «кладбище иностранцев»

Мост был деревянным балочным и, судя по более поздним фото, трехпролетным.  До конца XIX века он носил название Немецкий или Армянский, по Немецкому (лютеранскому) и Армянскому кладбищам, расположенным на острове Голодай (ныне остров Декабристов).

Немецкий мост и Армянское кладбище на плане Санкт-Петербурга 1828 года

Современное название – по реке Смоленке — закрепилось за мостом в 1913–1914 годах.

Реконструкции и ремонты

Смоленский мост ремонтировали в дереве в 1841, 1873 и 1885 годах. В 1902 году Городская дума рассматривала проект сооружения железобетонного Смоленского моста на месте деревянного, но эта идея не была воплощена в жизнь. В 1913 году переправу усилили для прокладки по нему трамвайной линии: деревянные балки заменили металлическими. Верхнее строение моста, опоры и перила оставались деревянными.

Трамвайная линия на Смоленском мосту в 1920-х годах

Старый трехпролетный Смоленский мост до реконструкции (вдали слева)

В 1959–1961 годах по проекту института «Ленгипроинжпроект» на месте деревянного трехпролетного моста была построена однопролетная железобетонная переправа. Авторы проекта — инженер А.Д. Гутцайт и архитектор Л.А. Носков.

В 2002 году с моста убрали трамвайные пути, отремонтировали гидроизоляцию и асфальтобетонное покрытие проезжей части.

Характеристики моста

Смоленский мост перекинут через реку Смоленку в створе 16-й и 17-й линий Васильевского острова и соединяет Васильевский остров с островом Декабристов.

Длина моста — 31,1 метр, ширина — 28,25 метров. Мост однопролетный арочный, пролетное строение выполнено в виде двухшарнирной арки со сплошным сводом циркульного очертания, фасады облицованы гранитом. Устои массивные железобетонные на свайном основании, также облицованы гранитом.

Перильные ограждения чугунные художественного литья, на устоях – гранитные тумбы и гранитный парапет. На въездах моста установлены торшеры с фонарями, стилизованные под XIX век.

Информация для туристов

Смоленское лютеранское (бывшее Немецкое) кладбище, давшее первое название Смоленскому мосту и расположенное на юге острова Декабристов, — старейшее из неправославных кладбищ города. Оно было основано в 1747 году и получило название по реке Смоленке.

Выбор места для лютеранского кладбища обусловлен тем, что на Васильевском острове селились многие иностранцы: ученые, предприниматели, военные, чиновники и др. Из известных петербуржцев здесь похоронены: Чарльз Берд (1766–1843) — крупный русский инженер и промышленник, Гаэтано Чинизелли, (1815–1881) — основатель Санкт-Петербургского цирка, Павел Сюзор (1844—1919) — знаменитый архитектор, автор «Дома Зингера» и другие знаменитые петербуржцы.

Смоленский мост в проекте «Мосты Петербурга»