+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 31.10.2024 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Юбилей Смежного моста


Смежный мост, перекинутый через Крюков канал в месте его слияния с рекой Фонтанкой, отмечает 240-летний юбилей. В 1787 году здесь был открыт первый деревянный мост.

История

Первый постоянный деревянный мост в этом месте был сооружен в 1783–1787 годах по типовому проекту, разработанному для мостов Крюкова канала (имя инженера до нас не дошло). Переправа соединила Спасский и Покровский острова в историческом районе Коломна. Это был трехпролетный деревянный мост на каменных опорах, облицованных гранитом. Боковые пролеты балочные, центральный пролет — разводной подъемного типа.

Название Смежный мост известно с 1820 года и связано с тем, что переправа соединяет две части набережной Фонтанки. В XIX веке она также успела побывать Никольским Набережным мостом (в 1821–1822 годах) и Соединительным (в 1849–1875 годах).

Реконструкции и ремонты

В 1800—1810 годах разводное пролетное строение Смежного моста заменили постоянным деревянным, балочным. В 1867 году мост капитально отремонтировали в дереве.

В 1888 году мост был перестроен, деревянное пролетное строение заменено металлическим. Реконструкция проводилась в сухом котловане: часть Крюкова канала отделили двумя поперечными перемычками и откачали воду. Рядом соорудили временный мост.

Отчет городской управы 1888 года. Источник: http://eb.pl.spb.ru/pdfviewer.html?file=/static/pdf/Petra/P0000891.pdf#1

В 1940 году пролетное строение усилили горизонтальными металлическими листами. При этом конструкция и внешний вид переправы не изменились.

Свой нынешний архитектурный облик Смежный мост приобрел в 1964 году, когда по проекту инженера Е.Е. Розенфельда он был реконструирован для прокладки теплофикационных труб. Пролеты моста перекрыли высокими металлическими балками, что, по мнению некоторых архитекторов, внесло определенный диссонанс в архитектурный облик моста и прилегающего к нему участка набережной Фонтанки.

В 1980 году Смежный мост отремонтировали. Железобетонный поребрик заменили гранитным, покрасили металлические пролетные строения и перила, очистили гранитные поверхности устоев и опор, частично заменили гидроизоляцию.

В 2013 году силами СПб ГУП «Мостотрест» было отреставрировано перильное ограждение.

Характеристики моста

Смежный мост — трехпролетный металлический балочно-разрезной системы. Длина моста — 27 метров, ширина — 15,3 метра. Под плитой проезжей части уложены трубы теплопровода.

Устои и опоры моста железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом и расположены на одной линии со стенкой набережной реки Фонтанки. Тротуары отделены от проезжей части высоким гранитным поребриком. Для перехода с тротуаров на уровень набережных устроены лестничные сходы.

Перильное ограждение — металлическое с простым, но необычным рисунком в виде двух скрещенных якорей. В отличие от большинства петербургских мостов, расположенных по оси набережных, узор перил Смежного моста не совпадает с узором перил набережной Фонтанки.

Информация для туристов

Смежный мост через Крюков канал входит в уникальную панораму «Семимостье», привлекающую многих туристов, фотографов и художников. Вид на «Семимостье» открывается с Пикалова моста через канал Грибоедова, откуда можно увидеть еще шесть мостов: Красногвардейский, Ново-Никольский и Могилевский через канал Грибоедова, Старо-Никольский, Кашин и Смежный — через Крюков канал. По легенде «Семимостье» исполняет желания: для этого 7-го числа любого месяца в 7 часов вечера нужно встать на Пикаловом мосту и загадать желание, поворачиваясь по часовой стрелке.

С самого Смежного моста открывается вид на реку Фонтанку, Красноармейский пешеходный мост и Троице-Измайловский собор, построенный в 1828–1835 годах по проекту архитектора В.П. Стасова.

Вид на Смежный и Красноармейский мосты и на Троице-Измайловский собор за Фонтанкой

Смежный мост в проекте «Мосты Петербурга»