+7 (812) 577-78-43
Юбилей Семеновского моста
Семеновский мост, перекинутый через реку Фонтанку в створе Гороховой улицы, отмечает свой 170-летний юбилей: в 1857 году после масштабной реконструкции здесь открылась фактически новая переправа.
История
С 1717 года чуть ниже по течению от нынешней Гороховой улицы, которой тогда не существовало, на некоторых планах Санкт-Петербурга был обозначен наплавной мост. Постоянная переправа на месте Семеновского моста, деревянная на свайных опорах, была построена в 1738 году.
В 1788 году, когда набережные Фонтанки начали одеваться в гранит, здесь появился каменный мост, сооруженный по типовому проекту Жана-Родольфа Перроне. В 80-х годах XVIII века по этому проекту были сооружены 7 мостов через реку Фонтанку: Симеоновский (ныне Белинского), Аничков, Чернышёв (ныне Ломоносова), Семеновский, Обуховский, Измайловский, Старо-Калинкин. Из них только два моста — Ломоносова и Старо-Калинкин — сохранились в своем первоначальном виде до наших дней
Типовой мост был трехпролетным на каменных устоях, а сверху его украшали четыре гранитные башни, чье назначение было не только декоративным: здесь размещались механизмы подъемного разводного пролета. Разводка осуществлялась вручную с помощью цепей.
Мост получил имя Семеновский по расположенным неподалеку, на Загородном проспекте, казармам лейб-гвардии Семеновского полка.
Реконструкции и ремонты
К середине XIX века Семеновский мост обветшал, и в 1856–1857 годах он был полностью перестроен по проекту Ф.И. Энрольда. Мост стал неразводным. Каменные башни разобрали, опоры переложили заново, а пролеты перекрыли металлическими балками со сплошными стенками. Такая конструкция пролетов была применена впервые в истории петербургского мостостроения.
В 1936 году было проведено освидетельствование, которое показало, что опоры моста подверглись значительной деформации, а металлические балки пролетного строения — сильной коррозии в пределах опор. С годами эти дефекты усиливались, и после войны было принято решение о реконструкции Семеновского моста.
В 1949 году мост капитально отремонтировали по проекту инженера П.В. Баженова и архитектора Л. А. Носкова. Пролетное строение заменили новой металлической конструкцией. Опоры частично переложили до уровня воды, а подводную часть укрепили, применив инъекцию бетона. Тротуар вынесли на консоли, на проезжей части уложили асфальтобетонное покрытие по ортотропной плите, установили новые перила.
В 1988 году железобетонный поребрик, отделяющий тротуары от проезжей части заменили гранитным. В 2011 году на мосту произведена замена деформационных швов.
Характеристики моста
Семеновской мост — трехпролетный, его длина составляет 54 метра, ширина —20,1 метров. Пролетное строение металлическое сварное балочно-неразрезной системы. На устоях установлен гранитный парапет. Перильное ограждение чугунное художественного литья.
Тротуары отделены от проезжей части высоким гранитным поребриком.
Информация для туристов
Семеновский мост обрамляет одноименная предмостная площадь, состоящая из двух частей: на правом берегу она прямоугольной формы, на левом — полукруглая. Архитектурный ансамбль Семеновской площади в его существующем виде сложился в 30-х годах XIX века, однако размеры и конфигурацию площади наметил еще в 1769 году архитектор А.В. Квасов, разработавший проект планировки района между набережными Мойки и Фонтанки.
Семеновский лейб-гвардии полк, чье имя получили и мост, и площадь, был сформирован Петром I в 1691 году в подмосковном селе Семеновском. Полк участвовал во всех знаменитых сражениях русского войска, в том числе в Полтавской битве и в Отечественной войне 1812 года.