+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 08.12.2022 Троицкий и Благовещенский мосты разводятся по графику; Биржевой мост будет закрыт для движения транспорта и пешеходов с 2:00 до 4:55 в целях технического обслуживания.

 

 

Все понятно!

Юбилей Прачечного моста


255-летний юбилей отмечает Прачечный мост, перекинутый через реку Фонтанку возле ее истока, у Летнего сада. Мост был построен в 1769 году и дошел до наших дней почти без изменений, как в конструкции, так и в архитектурном облике.

История

Прачечный мост — один из первых каменных мостов Санкт-Петербурга. Его проектирование и строительство велось в 1760-е годы в рамках создания гранитной Дворцовой набережной.

Проект набережной разработал в 1762 году инженер С.А. Волков. Затем была создана специальная «Контора строения в Санкт-Петербурге по Неве-реке каменного берега», которая назначила производителем работ по строительству набережной архитектора И.Л. Росси. Представленные Росси конструктивные чертежи и сметы делались по образцу уже построенного в 1762 году участка гранитной набережной у Зимнего дворца.

Мосту через реку Фонтанку первоначально планировалось «быть каменному только с берегов, а в средине деревянному подъемному». Однако в 1767 году в проект были внесены корректировки, и решено было соорудить неразводную каменную переправу.

Мост строился в 1766–1769 годах по проекту Игнатия Росси и «квадраторного дел мастера» Тимофея Ивановича Насонова. Это выдающийся памятник русской мостостроительной архитектуры 3-й четверти XVIII века. В нем отразились черты уходящего стиля барокко и раннего русского классицизма. Мост мягко сочетается с массивной гранитной стенкой, составляя единое целое с Дворцовой набережной.

Вид на набережную у Прачечного моста и Неву с Петропавловской крепостью. Гравюра по рисунку Дж. Хирна, 1790-е годы. Государственный Эрмитаж

Свое название мост получил по дворцовым прачечным, расположенным на левом берегу реки Фонтанки, у Сергиевской улицы (ныне ул. Чайковского).

Вид на Прачечный мост на картине А.Е. Мартынова «Летний дворец Петра I», 1809 год. Государственный Эрмитаж

Прачечный мост и набережная Невы у Летнего сада. Воробьёв М. Н., 1823 год. Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Реконструкции и ремонты

Первый ремонт Прачечного моста состоялся в 1887 году, когда были перестроены два ледореза со стороны Невы.

В 1908 году обследование моста выявило значительные повреждения конструкции. Водолазы,  спустившиеся на дно реки, обнаружили, что деформации свайного основания опор привели к оседанию среднего пролета, раскрытию швов в парапетах, образованию трещин в левой речной опоре. В 1910 году инженер К.В. Ефимьев предложил проект реконструкции Прачечного моста, который, в том числе, предусматривал сглаживание крутого уклона переправы.

Против этого проекта выступила Академия художеств: «Гранитная одежда Невы, сооруженная при Екатерине II, бесспорно считается одним из монументальных украшений столицы. Особенно интересна часть этой набережной с мостами на протяжении от Фонтанки до Зимнего дворца, сохранившая по сие время свою целостность и художественное единство, с возведенными здесь же и в том же веке зданиями и решеткой Летнего сада... Академия не может дать свое согласие на какое либо изменение архитектурной обработки его наружных сторон, обращенных к Неве и Фонтанке, как в арках, так и в линиях парапетов...»

Другой проект, разработанный К.В. Ефимьевым, предполагал подвести фундаменты под быки и устои с урегулированием съездов с моста. Городская дума одобрила это решение, однако проект не был реализован из-за начавшейся Первой мировой войны.

Прачечный мост в 1900-е годы

Реконструкция Прачечного моста состоялась только в 1926 году по проекту инженера Б.Д. Васильева. Переправу оградили перемычками со стороны Невы и Фонтанки и откачали воду. Свайное основание речных опор было укреплено бетонной подушкой. Ледорезы переложили заново, дополнительно укрепив подводные части деревянной обшивкой и брусьями. В швы кладки был нагнетен под давлением цементный раствор.

После ремонта архитектурный облик и конструкция моста практически не изменились, только «горбатый» уклон проезжей части был несколько смягчен.

Ход реконструкции Ход реконструкции

Ход реконструкции

Ход реконструкции

Прачечный мост в 1946 году

Характеристики моста

Прачечный мост расположен по оси Дворцовой набережной у истока реки Фонтанки, соединяя 1-й Адмиралтейский остров с Безымянным островом и Дворцовую набережную с набережной Кутузова.

Мост трехпролетный, каменный, арочный, его длина — 40,9 метров, длина по задним граням устоев – 39,2 метров,  ширина — 20,6 метров, ширина по карнизу – 15,7 метров.  Пролетное строение  представляет собой бесшарнирную арку, это сплошной криволинейный каменный свод, облицованный гранитом. Средняя арка шире и выше симметричных боковых арок. Устои и опоры каменные на свайном основании, облицованы гранитом. Над промежуточными опорами для облегчения каменной кладки созданы овальные люкарны (отверстия) которые облегчают каменную кладку моста.

Перильное ограждение — сплошной гранитный парапет. На тротуарах уложены гранитные плиты. Проезжая часть отделена от тротуара гранитным поребриком. Тротуары открылков с четырёх сторон имеют по десять ступеней для перехода на уровень набережных.

Мост принадлежит к числу объектов культурного наследия России федерального значения.

Информация для туристов

Прачечный мост расположен в самом сердце исторического центра Санкт-Петербурга. На правом берегу Фонтанки раскинулся  Летний сад. На территории сада, в непосредственной близости к Прачечному мосту, стоит Летний дворец Петра I, построенный в начале XVIII века по проекту Доменико Трезини. Этот дворец – одно из немногих каменных зданий петровской эпохи, которые дошли до нас практически в первозданном виде.

Прачечный мост в проекте «Мосты Петербурга»