+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

 В ночь с 23.09.2018 на 24.09.2018 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Юбилей Поцелуева моста


Двойной юбилей отмечает в 2018 году Поцелуев мост через реку Мойку. 280 лет назад, в 1738 году, здесь была построена первая пешеходная деревянная переправа, а в 1768 году на ее месте соорудили проезжий мост на каменных опорах.

История

Первый мост в этом месте существовал с 1738 года. Это была деревянная пешеходная переправа с разводным пролетом подъемного типа для пропуска мачтовых судов. Мост раскрашивали в разные цвета, поэтому он назывался Цветным.

В 1768 году переправу перестроили в трехпролетную, соорудив каменные опоры. Сам мост остался деревянным, но перестал быть исключительно пешеходным — по нему открылось движение гужевого транспорта.

Свое название мост получил в конце 1780-х годов по трактиру «Поцелуй», расположенному неподалеку, на левом берегу реки Мойки. Питейное заведение находилось в доме купца Никифора Поцелуева, который, в свою очередь, обязан своей фамилией старинному слову «целовальник» — чиновник, собирающий подати с кабаков.

Реконструкции и ремонты

В 1800-х годах, одновременно со строительством гранитной набережной реки Мойки, на ней начали возводить чугунные мосты. Типовой проект однопролетного арочного моста разработал в 1807 году инженер В.И. Гесте.

Согласно этому проекту, мост был неразводным, на облицованных гранитом опорах из бутовой кладки. Арочное пролетное строение собирали из сплошных чугунных тюбингов-секций длиной до 3 м, соединенных болтами. Между секциями прокладывали замазку из 1 части серы, 1 части нашатыря и 16 частей чугунных опилок. Надсводное строение с фасада закрывали чугунными плитами. На устоях располагались гранитные обелиски с фонарями.

Типовой чертеж чугунных арочных мостов на р. Мойке

Чертёж Поцелуева моста через Мойку, 1888 год. ЦГАНТД СПб

Поцелуев мост был открыт в 1816 году. Рассказывая о новой переправе, газета «Северная пчела» 12 августа 1816 года писала: «… Ящики, из коих он состоит, отлиты за 2637 верст отсюда, на Пермских заводах г. тайного советника Демидова. Величиной, отделкою и красотою, равно и как и скоростью построения, превосходит он другие здесь доселе воздвигнутые мосты… Таковые мосты, коим подобных в таковом числе нет ни в одной столице Европы…» (по поводу «скорости построения» можно заметить, что первые работы по сооружению Поцелуева моста начались в 1808 году, за восемь лет до открытия…)

7 ноября 1824 года мост сильно пострадал от петербургского наводнения. Очевидец этих событий писатель А.С. Грибоедов рассказывал в своем очерке «Частные случаи петербургского наводнения»: «На другой день поутру я пошел осматривать следствия стихийного разрушения. Кашин и Поцелуев мосты были сдвинуты с места…»

Поцелуев мост в 1870-х годах

В 1907–1908 годах переправу реконструировали в связи с прокладкой трамвайных путей.

Согласно докладу Исполнительной комиссии по заведыванию и переустройству городских железных дорог в Санкт-Петербурге (февраль 1907 года), конструкция моста на тот момент была следующей:
«Существующий Поцелуев мост — косой, чугунный, арочной системы на каменных устоях, в один пролет с отверстием в 9,80 саженей (20,9 метров) на уровне ординара. Полная длина моста с устоями между гранями подпорных стенок набережных 16,40 саж. (35 метров), длина металлической части моста 10,26 саж. (21,9 метра).
Ширина моста между перилами 9,92 саж. (21,16 метра) … достаточна для прокладки двух путей трамвая … при двух полосах проезжей части для одного ряда экипажей каждая. Но так как ширина устоев по урезу воды 11,15 саж (23,8 метра), и они путем гранитных консолей и перекладкой из боковых стенок вертикально могут быть уширены до 11,40 саж. (24,3 метра), то можно уширить мост до 11 саж. (23,5 метра)…»
(Центральный государственный архив научно-технической документации Санкт-Петербурга)

В 1908 году Поцелуев мост открылся после реконструкции, обошедшейся городской казне в 96 254 рубля и 95 копеек. Чугунную арку заменили клепаной конструкцией на шарнирах, тротуары вынесли на консоли.

Архитектурное оформление, в целом, осталось прежним, кроме установки новых фонарей с кронштейнами на обелисках, по типу фонарей на Красном мосту (впоследствии фонари были утрачены и воссозданы только в 1952 году).

Трамвай на Поцелуевом мосту, 1909 год

В 1952 году на мосту были выполнены реставрационные работы по проекту архитектора А.Л. Ротача, восстановлены четырехгранные фонари на обелисках.

До реставрации 1969 года, фото из архива СПб ГБУ «Мостотрест»

В 1969 году позолочены шары на обелисках, отреставрированы другие элементы декора. В 1998 году произведены окраска пролетного строения и замена гранитного силового ограждения.

Мост включен в Адресную программу по целевой статье «Расходы на капитальный ремонт дорожных сооружений за счет средств бюджета Санкт-Петербурга». Фонари и шары-навершия были демонтированы в 2011 году, отреставрированы и находятся на ответственном хранении в СПб ГБУ «Мостотрест».

Характеристики моста

Поцелуев мост перекинут через реку Мойку в створе улицы Глинки и улицы Труда, он соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова. Это однопролетная металлическая конструкция длиной 35,8 метров и шириной 23,5 метра. Пролетное строение выполнено в виде стальной двухшарнирной арки. Перила моста повторяют рисунок ограждения реки Мойки.

Архитектурный облик переправы с начала XIX века дошел до нас практически неизменным. Мост находится под охраной Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.

Информация для туристов

Интересна история петербургских «цветных мостов». В XVIII веке через Мойку перекинули пять однотипных деревянных мостов: Желтый (ныне Певческий), Зеленый, Белый (ныне Красный), Синий и Цветной (ныне Поцелуев). Жители часто путали похожие друг на друга переправы, и их раскрасили в разные цвета, чтобы проще было различать

Поцелуев мост окружен городскими легендами из-за своего романтического названия. По одной из них, в XVIII веке граница города проходила по реке Мойке, и мост служит местом расставаний и встреч. Другие предания гласят, что здесь прощались со своими возлюбленными моряки Гвардейского Флотского экипажа, арестанты близлежащей тюрьмы или просто тайные любовники.

Старинный петербургский обычай предписывал целоваться на этом мосту не только влюбленным, чтобы никогда не расставаться, но и просто знакомым — независимо от степени близости и родства, — на счастье.

В наше время Поцелуев мост — одно из популярных мест у молодоженов. Практически ни одна свадьба не обходится без ритуала, когда новобрачные должны пройти по мосту, целуясь. При этом целоваться следует начать на одном берегу реки Мойки, а закончить уже на другом.

Поцелуев мост в проекте «Мосты Петербурга»