+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 04.12.2024 в целях технического обслуживания разводятся мосты:Троицкий с 01:20 до 04:50; Тучков с 02:00 до 04:55; Большеохтинский с 02:00 до 05:00; А. Невского с 02:20 до 05:10.

 

Все понятно!

Юбилей Пикалова моста


240-летний юбилей отмечает в 2025 году Пикалов мост через канал Грибоедова. 240 лет назад в месте слияния двух каналов — Екатерининского и Крюкова — открылась первая переправа. Мост неоднократно перестраивался, но его внешний архитектурный облик с 1785 года остался практически неизменным.

История

Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) был проложен по руслу речки Глухой (другое название — Кривуша). Река вытекала из болот южнее истока реки Мойки, в районе нынешней площади Искусств, и впадала в реку Фонтанку. Во второй половине XVIII века, в годы царствования Екатерины II, Глухую речку перестроили в канал по проекту инженера И.М. Голенищева-Кутузова. Берега были одеты в гранит, а канал назвали Екатерининским.

В 1780-х годах через Екатерининский канал перекинули несколько типовых разводных мостов. В их число вошел и мост на «перекрестке» Екатерининского и Крюкова каналов. Это была трехпролетная деревянная балочная конструкция на каменных опорах, облицованных гранитом. Разводной пролет подъемного типа располагался в центре моста. На промежуточных опорах установили гранитные обелиски, увенчанные позолоченными «шишками».

Согласно некоторым источникам, новую переправу сперва называли Перешивкин мост, по расположенному рядом питейному дому (другие источники приписывают это название соседнему Старо-Никольскому мосту через Крюков канал). Так или иначе, но уже с 1785 года за мостом закрепилось имя Пикалов, по фамилии подрядчика, строившего переправу.

Пикалов мост на плане Санкт-Петербурга 1828 года

Реконструкции и ремонты

Мост ремонтировали несколько раз, при этом архитектурный облик и основные конструктивные решения были сохранены.

Во второй половине XIX века Пикалов мост перестал быть разводным — его отремонтировали в дереве, заменив средний разводной пролет постоянным.

Пересечение Екатерининского и Крюкова каналов, конец XIX века. Слева Пикалов мост, справа — Старо-Никольский мост

В 1905–1906 годы деревянные пролетные строения были заменены металлическими клепаными балками, решетки перил также стали металлическими. Покрытие проезжей части оставалась деревянным. В таком виде мост простоял до середины XX века.

Пикалов мост в 1909–1913 годы

Пикалов мост в 1929 году

В 1953 году был отреставрирован декор моста, пострадавший в годы блокады. По проекту архитектора А.Л. Ротача на обелисках воссозданы кронштейны с овальными фонарями.

Пикалов мост с отреставрированными фонарями, конец 1950-х годов

В 1969 году восстановлена позолота «шишек» на гранитных обелисках.

В 1982–1984 годах проведена реконструкция Пикалова моста по проекту института «Ленгипроинжпроект», авторы проекта — инженеры Л.Н. Соболев и Р.Р. Шипов. Металлическое пролетное строение заменено железобетонной конструкцией. Устои и опоры моста полностью переложили с укреплением свайных оснований. Отремонтированы фасады моста, перила, гранитные обелиски и фонари. Тротуары отделили от проезжей части гранитным ограждением парапетного типа.

Ход реконструкции

Характеристики моста

Пикалов мост перекинут через канал Грибоедова в месте его пересечения с Крюковым каналом, соединяя Коломенский и Покровский острова. Это трехпролетное сооружение длиной 24,5 метра. Длина моста по задним  граням устоев — 26,8 метров,  ширина по осям перил — 10,4 метра, ширина по карнизу – 10,8 метров. Пролетное строение железобетонное плитное балочно-разрезной системы, фасады облицованы металлическим листом.

Мост освещают 4 овальных фонаря типа «Вашингтон», укрепленные на кронштейнах, торшерами служат гранитные обелиски, расположенные на промежуточных опорах.

Перильное ограждение — легкая металлическая решетка простого рисунка, на открылках — гранитные парапеты. Дорожное покрытие асфальтобетонное, тротуары на открылках –  из гранитных плит.

Мост находится под охраной Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.

Информация для туристов

Пикалов мост находится в центре уникального архитектурного ансамбля «Семимостье»: именно с него открывается вид на шесть других мостов через канал Грибоедова и Крюков канал. Это Могилевский, Красногвардейский, Ново-Никольский, Смежный, Старо-Никольский, Кашин и Торговый мосты. Согласно петербургской легенде, «Семимостье» исполняет желания: для этого 7-го числа любого месяца в 7 часов вечера нужно встать на Пикаловом мосту и загадать желание, поворачиваясь по часовой стрелке, чтобы поочередно увидеть все остальные переправы.

На правом берегу канала Грибоедова у Пикалова моста стоит Никольский морской собор. Построенный в 1753–1762 годах по проекту архитектора Саввы Чевакинского, этот храм стал одним из ярких памятников елизаветинского барокко в церковной архитектуре.

Пикалов мост в проекте «Мосты Петербурга»