+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 22.12.2024 разводится мост А.Невского с 2:20 до 5:10 в целях технического облуживания.

Все понятно!

Юбилей Пенькового моста


155-летнюю годовщину со дня открытия отмечает в 2028 году металлический Пеньковый мост в Кронштадте. Он перекинут через Обводный канал в створе Петровской улицы и славится уникальной мостовой из чугунных шашек, сохранившейся до наших дней.

История моста

Первые деревянные переправы через кронштадтский Обводный канал появились в 1780-х годах. Канал был прорыт для нужд Адмиралтейства, которое Екатерина II планировала перевести из Санкт-Петербурга в Кронштадт. Строительство Обводного канала велось вплоть до 1844 года, а мосты через него, в том числе и Пеньковый, видны на планах города уже в 1785 году.

Фрагмент плана г. Кронштадт 1785 года, источник: http://www.etomesto.ru/map-peterburg_kronstadt_1785-1788/

Всего через Обводный канал перекинули 5 мостов, все они были деревянными и разводными, чтобы пропускать по каналу парусные суда с высокими мачтами. Это мосты Синий, Советский, Пешеходный, Пеньковый и Офицерский (последний мост не сохранился).

Пеньковый мост получил название по располагавшемуся поблизости пеньковому сараю канатно-прядильного завода, построенного для Адмиралтейства на берегу восточного участка Обводного канала в 1784-1786 гг.

Металлическую неразводную переправу соорудили на месте деревянного Пенькового моста в 1873 году, но история знаменитой чугунной мостовой начинается раньше.

К востоку от моста с 1854 года начал работать Пароходный завод, где строили паровые канонерские лодки. В те же годы управляющий заводом инженер-капитан Соколов посетил США, где обратил внимание на мостовые Нью-Йорка и Бостона, замощенные чугунными шашками по методу инженера Кнаппа. В 1858 году такими же шашками – впервые в России – замостили внутренний двор Пароходного завода. Для этого поверхность двора тщательно укатали и засыпали щебнем, затем уложили чугунные шашки, соединенные между собой шипами, отверстия в шашках засыпали щебнем, и полотно металлической мостовой утрамбовали.

В 1860 году по повелению великого князя Константина Николаевича такая же чугунная мостовая появилась на 160-метровом участке дороги вдоль ограды Нового Адмиралтейства у Пенькового моста, а через два года шашками замостили Петровскую и некоторые соседние улицы Кронштадта.

Металлический Пеньковый мост был построен в 1873 году, перестроен в 1887-1888 годах.

Пеньковый мост в начале XX века, источник: https://pastvu.com/p/158314

Чугунная мостовая прослужила до 1941 года и была разобрана в блокаду, когда крупнозернистый чугун потребовался для изготовления 70 тыс. корпусов мин. Лишь небольшой участок подлинной мостовой сохранился на Пеньковом мосту. Это уникальный образец дорожного строительства второй половины ХIХ века.

Мостовая у Пенькового моста в 1969 году, источник: https://pastvu.com/p/336473

Реконструкции и ремонты

В 1971-1972 гг. Пеньковый мост капитально отремонтировали по проекту института «Ленгипроинжпроект», ГИП — Б.Э. Дворкин. В соответствии с архитектурно-реставрационным заданием, на мосту сохранено покрытие из чугунных шашек.

Последний ремонт моста выполнен в 2019 году. Проектная документация разработана ГУП «Ленгипроинжпроект» совместно с ООО «Научно-проектный реставрационный центр», генеральный подрядчик — ООО «Каст». Проведены работы замене деформационных швов, антикоррозийной защите металлоконструкций пролетного строения.

В ходе ремонта отреставрированы и частично заменены исторические чугунные шашки проезжей части, т.к. большая половина из них была изношены и не подлежала восстановлению. В общей сложности на мосту уложено около 5,5 тыс. чугунных шашек, из них 448 – исторические.

Также были заменено покрытие тротуаров, отреставрированы перила, гранитные блоки устоев и парапетов моста.

Ремонт чугунной мостовой Пенькового моста, источник: https://www.gov.spb.ru/gov/terr/reg_kronsht/news/175327/

Характеристики моста

Пеньковый мост перекинут через Обводный канал в створе улицы Петровской в Кронштадте. Длина переправы – 20,6 метров, ширина – 16,5 метров.

Мост металлический однопролетный балочной системы. Пролетное строение состоит из восьми сварных двутавровых балок, объединенных ортотропной плитой проезжей части с продольными ребрами и поперечными двутавровыми балками. Верхний пояс очерчен по кривой, нижний пояс – прямолинейный.

По металлической плите уложен защитный слой из гидротехнического бетона с металлической сеткой и чугунная шашка покрытия. Пустоты шашек заполнены специальным двухкомпонентным составом.

Устои выполнены из бутобетонной кладки с навесной гранитной облицовкой, являющейся продолжением гранитных стенок набережной. В основании устоев – гранитные плиты на деревянных лежнях. Для сопряжения устоев с насыпью применены железобетонные переходные плиты.

Перила на мосту металлические. Освещение уличное.

Пеньковый мост — объект культурного наследия России регионального значения.

Информация для туристов

Рядом с Пеньковым мостом на Петровской ул., 7, привлекает внимание старинное здание в кирпичном стиле с элементами модерна. На этом месте с 1868 года располагалась Школа кочегаров — первое учебное заведение для подготовки младших специалистов парового и броненосного флота, с 1885 года — Машинная школа Балтийского флота.

Сохранившееся здание школы построено в 1907 году.

В советские годы учебное заведение называлось Электромеханическая школа имени А. Г. Железнякова Учебного отряда Краснознаменного Балтийского флота. Расформирована в 2006 году.

Пеньковый мост (Кронштадт) в проекте «Мосты Петербурга»