+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь с 17.10.2018 на 18.10.2018 мосты по Неве и Большой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Юбилей Обуховского моста


В 2018 году отмечает юбилейную дату Обуховский мост, перекинутый через реку Фонтанку по оси Московского проспекта. 79 лет назад, в 1939 году, здесь после масштабной реконструкции была открыта современная переправа.

История

Обуховский – один из старейших мостов Петербурга. Первая в этом месте переправа через реку Фонтанку появилась в 1717 году после прокладки дороги на Саарскую мызу (позднее – Царскосельская першпектива, по трассе которой ныне проходит Московский проспект). Это был деревянный балочный мост с поперечной щелью для пропуска мачтовых судов. На время прохода и проезда по мосту щель закрывали подъемными щитами. Название мост получил по имени строительного подрядчика — «посадского человека» Обухова.

Переправа через Фонтанку по дороге на Саарскую мызу на плане Санкт-Петербурга 1737 года

В 1738 году переправу перестроили. Комиссия о Санкт-Петербургском строении присвоила ей официальное название Саарский мост, однако оно не прижилось, и мост так и остался Обуховым, позднее — Обуховским.

В 1785 году мост перестроили одновременно со строительством гранитной набережной Фонтанки. Согласно Генеральному плану переустройства реки Фонтанки, с 1782 по 1788 год было построено семь мостов: Симеоновский, Аничков, Чернышёв, Обуховский, Измайловский, Семеновский и Калинкин.

Генеральный план переустройства р. Фонтанки (1783 г.)

Мосты возводились по типовому проекту, который разработали, согласно различным источникам, инженеры И.К. Герард, П.К. Сухтелен, Ф. Бауэр или Ж-Р. Перроне (большинство историков склоняется к тому, что автором типового моста был французский архитектор Жан-Родольф Перроне).

Как и остальные типовые мосты на реке Фонтанке, Обуховский мост представлял собой трехпролетное каменное сооружение с деревянным двукрылым разводным пролетом в центре и каменными арками по бокам. Опоры моста — каменные, облицованы гранитом. На опорах снизу — треугольные гранитные ледорезы, а сверху — четыре гранитные башни, в которых находились подъемные механизмы. Мост разводился вручную с помощью цепей.

Обухов мост через Фонтанку на картине Б. Патерсена, 1790-е годы

Обуховский мост, 1-я четверть XIX века

Реконструкции и ремонты

В 1865 году Обуховский мост был перестроен и расширен по проекту инженера Михайлова. С моста убрали башни, а деревянный разводной пролет заменили постоянным кирпичным сводом. Тротуары вынесли на консоли. Арки постоянных пролетов, устои и опоры с ледорезами сохранились в прежнем виде. Перила моста были металлическими простого рисунка, на устоях — гранитный парапет.

Проект перестройки Обуховского моста

В 1907–1908 годах по мосту проложили трамвайную линию.

Обуховский мост на фото 1913 года

К середине 1930-х годов мост перестал справляться с возросшим транспортным потоком по Международному проспекту (так назывался в 1918–1950 годах Московский проспект): ширина моста составляла около 16 метров, а ширина проспекта — 30,6 метров. Кроме того, в кирпичных сводах центрального пролета было выявлено проседание с раскрытием швов до 25 мм.

Реконструкция Обуховского моста была проведена в 1937–1939 годах по проекту инженера В.В. Демченко и архитектора Л.А. Носкова. Мост перестроили в железобетонный, облицованный гранитом. Переправу значительно расширили и обновили архитектурный декор: решетку перил заменили гранитным парапетом, на въездах установили гранитные обелиски-торшеры с фонарями.

Ремонт Обуховского моста, 1939 год

Обуховский мост в конце 1940-х – 1950 году

Обуховский мост в конце 1940-х – 1950 году

В 1962 году с моста сняли трамвайные пути. В 1968 году позолотили шары, венчающие обелиски-торшеры. В 1989 году тротуар отделили от проезжей части повышенным гранитным ограждением парапетного типа.

Характеристики моста

Обуховский мост соединяет Спасский и Безымянный острова через реку Фонтанку. Это трехпролетное каменное сооружение длиной 68,8 метров и шириной 31,8 метра. Мост косой в плане, угол косины — 60°.

Пролетное строение железобетонное, облицованное гранитом, состоит из сплошных двухшарнирных сводов параболических очертаний. Устои и опоры массивные, на свайном основании, облицованы гранитом. Перильное ограждение выполнено в виде сплошного гранитного парапета, на въездах установлены 4 гранитных обелиска, увенчанные позолоченными шарами. На каждом обелиске укреплены по 2 фонаря круглой формы.

Мост входит в число объектов культурного наследия России регионального значения.

Информация для туристов

Обуховский мост дал свое название Обуховской предмостной площади на правом берегу реки Фонтанки. Здесь расположен Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I. Напротив входа в университет разбит Обуховский сквер, в центре которого установлен памятник основателю этого учебного заведения, выдающемуся российскому государственному деятелю, ученому, инженеру и архитектору испанского происхождения —  Августину де Бетанкуру.

Вид на Обуховский мост и Обуховский сквер

В 1811–1813 годах по проекту А. Бетанкура в Петербурге был построен уникальный деревянный семипролетный арочный мост через Малую Невку, получивший имя своего создателя — Бетанкуровский. Ныне здесь расположен современный Каменноостровский мост. 29 марта 2018 года имя Бетанкура было присвоено новому мосту, перекинутому через реку Малую Неву между островом Декабристов и Петровским островом.

Бюст Августина Бетанкура напротив Университета путей сообщения

Обуховский мост в проекте «Мосты Петербурга»