+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь с 25.07.2017 на 26.07.2017 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Обуховский мост

Россия, Санкт-Петербург
Обуховский мост

Ширина моста: 30,88 м

Водная преграда: р. Фонтанка

Общая длина: 18 м

Год открытия: 1785 (каменный по типовому проекту), 1939 (существующий)

Архитекторы: Л.А. Носков

Обуховский мост на карте

Обуховский мост – один из старейших мостов в Санкт-Петербурге. Построен через реку Фонтанку по Саарской перспективе (позже Царскосельский проспект, ныне Московский).

Первый деревянный мост через реку Фонтанку в створе современного Московского проспекта был построен в 1717 году. В середине мост имел поперечную щель шириной 70 см, предназначенную для прохода мачтовых судов; днём эту щель закладывали досками. В 1738 году переправа была перестроена.

До 1738 года у моста не было официального названия. Народное название – Обухов или Обуховский – закрепилось за ним по фамилии строившего его «посадского человека» Павла Матвеевича Обухова. В 1738 году Комиссия о Санкт-Петербургском строении учредила для моста наименование «Саарский мост». Оно не привилось, и мост доныне сохраняет в своём названии память о подрядчике строительных работ – Обухове.

Во время сооружения гранитных стенок набережных Фонтанки в 1785-1786 годах деревянный мост был перестроен в трехпролетный каменный по типу башенных мостов Ломоносова и Старо-Калинкина. Береговые пролеты были перекрыты каменными сводами, а средний пролет был разводным с деревянным пролетным строением и с башнями на речных опорах для размещения механизмов развода.

В 1865 году деревянное разводное пролетное строение было заменено кирпичным сводом, а надмостовые башни разобраны. По статической схеме мост превращен в трехпролетную бесшарнирную арку. Ширина моста была 16 метров, однако этого не хватало для возросшего движения городского транспорта. Кроме того, в кирпичном своде были обнаружены опасные трещины в результате деформации опор.

В 1939 году по проекту инженера В.В. Демченко и архитектора Л.А. Носкова мост был перестроен в трехпролетный железобетонный, облицованный гранитом. Продольная ось моста составляет с направлением граней опор угол 60°. Пролетные строения представляют собой железобетонные двухшарнирные арки. По конструкции – железобетонные сплошные своды с пролетами в свету. Устои и опоры массивные, на свайном основании, облицованы гранитом. На мосту установлено ограждение в виде сплошного гранитного парапета серого цвета. На въездах возвышаются гранитные обелиски с фонарями и позолоченными шарами. При перестройке моста его архитектурное оформление не сохранилось, но по внешнему виду он почти не отличается от сохранившихся Чернышева и Старо-Калинкина мостов, за исключением отсутствующих башенных надстроек. На фасадах моста выражены очертания арок и профилированные в виде трехгранных призм ледорезы.

7 сентября 1950 года уложенный с некачественными сварными швами газопровод вызвал утечку газа, в тротуаре с верховой стороны образовалась взрывчатая смесь, которая взорвалась от случайной искры, повредив железобетонные тротуарные плиты.

После этого случая было принято решение о заглушке газопроводов на других мостах города – Ново-Петергофском, Комсомольском и др. В качестве перильных ограждений были установлены сплошные гранитные парапеты. На устоях размещены гранитные обелиски с круглыми стеклянными фонарями на кронштейнах.

В 1962 году были сняты трамвайные рельсы на Московском проспекте на участке от площади Мира до Обводного канала.

В 1968 году шары были заново покрыты сусальным листовым золотом.

В 1989 году установлено повышенное гранитное ограждение парапетного типа.

В 2014 году была выполнена реконструкция художественно-архитектурной подсветки Обуховского моста.