+7 (812) 577-78-43
Юбилей Ново-Никольского моста
Ново-Никольский мост, перекинутый через канал Грибоедова у Никольской площади в створе Никольского переулка, отмечает свою 190-летнюю годовщину. В 1837 году в этом месте был открыт первый чугунный мост.
История
Первый Ново-Никольский мост через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) был сооружен в 1835–1837 годах по проекту инженеров И.С. Завадовского и М.Е. Кларка. Однопролетный арочный мост на устоях из бутовой кладки был выполнен по образцу типовых мостов инженера В.И. Гесте: пролетное строение состояло из чугунных тюбингов-секций, скрепленных болтами. (Такие мосты строились в первой четверти XIX века через реку Мойку, см. Синий мост).
Переправа получила свое название по расположенному рядом Никольскому морскому собору.
Однако простоял мост очень недолго: 8 октября 1837 года перед самым открытием он обрушился из-за быстро протекавших деформаций береговых устоев. Специальная комиссия установила наличие конструктивных ошибок в проекте, и по приказу царя Николая I инженер И.С. Завадовский был заключён под домашний арест. Второй автор проекта, М.Е. Кларк, директор Александровского чугунолитейного завода, остался на свободе. Ему поручили спроектировать более надежный Ново-Никольский мост.
Строительство велось под наблюдением инженера Е.А. Адама и архитектора К.И. Росси. В 1841 году открыли новый стальной балочный мост на каменных устоях, облицованных гранитом. Это была первая переправа такой конструкции через Екатерининский канал: пролетное строение состояло из 18 слегка изогнутых составных клепаных балок. Перила и фонари были выполнены по рисункам архитектора Карла Ивановича Росси.
14 ноября 1841 года министр финансов Е.Ф. Канкрин доложил государю:
«Устройство вновь сооруженного моста у Никольского рынка на железных балках было поручено архитектору Росси и выполнено им, хотя и по известной методе, но со многими придуманными им скреплениями, по отзыву генерал-лейтенанта Готмана с полною безопасностью. Как кроме сего поручения на Росси возлагаются и другие, особенно по таможенной части, то Министр финансов осмеливается всеподданнейше испрашивать высочайшего вашего Императорского Величества соизволения на выдачу Росси, по настоящему случаю, в награду из сумм, на сооружение означенного моста предназначенных, восьмисот рублей серебром». (Источник: Овсянников Ю. М. «Великие зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси»).
Реконструкции и ремонты
В 1870 году мост был перестроен в трехпролетный на деревянных опорах. Средний пролет перекрыли металлической балкой, а береговые пролетные строения остались деревянными.
К началу 1930-х годов деревянные опоры пришли в негодность, и в 1934 году мост перестроили по проекту инженеров М.И. Жданова и А.В. Козловой и архитектора И.Г. Капцюга. Переправа стала однопролетной железобетонной арочной. Фонари зодчего Росси с моста убрали. Все, что осталось от старого Ново-Никольского моста — каменные устои, облицованные гранитом.
В 1981 году отремонтировали перильное ограждение: сплошной железобетонный парапет заменили бестумбовой решеткой. В 1988 году гранитный поребрик, отделяющий тротуары от проезжей части, заменили более высоким железобетонным. В 2004 году высоту ограждения увеличили до 75 см за счет металлической обшивки с бетонным заполнением.
В 2017 году с моста сняли трамвайные пути.
Характеристика моста
Ново-Никольский мост соединяет Спасский и Казанский острова в Адмиралтейском районе. Это однопролетный арочный мост длиной 22,8 метра и шириной 22,6 метра. Пролетное строение — сплошной железобетонный свод, устои массивные каменные на свайном основании, облицованы гранитом.
Перила металлические, их узор напоминает рисунок решетки набережной Обводного канала. На тротуарах открылков моста – гранитные плиты, для перехода с тротуаров на набережные устроены лестничные сходы.
Информация для туристов
Ново-Никольский мост расположен в одном из самых живописных районов Санкт-Петербурга, недалеко от Никольского Морского собора. Построенный в 1753–1762 годах по проекту архитектора Саввы Чевакинского, собор стал одним из ярких памятников елизаветинского барокко в церковной архитектуре.
К западу от Ново-Никольского моста можно увидеть уютное трехэтажное здание — бывший городской дом трудолюбия Великой княжны Ольги Николаевны. Он был построен на средства городской казны по проекту архитекторов П.Ю. Сюзора и А.П. Максимова в 1896–1897 годах. В доме располагались мастерские, где работали женщины, нуждавшиеся в средствах на жизнь.