+7 (812) 577-78-43
Ново-Никольский мост
Категория: Автомобильные мосты
Общая длина: 22,8 м
Водная преграда: Канал Грибоедова
Архитекторы: И.Л. Росси (старый стальной мост) И.Г. Капцюг (современный)
Год открытия: 1841 (старый стальной мост), 1934 (современный)
Инженеры: М.Е. Кларк (старый стальной мост), М.И. Жданов и А.В. Козлова (современный)
Ширина моста: 22,6 м
Ново-Никольский мост на карте
Характеристика моста
Ново-Никольский мост соединяет Спасский и Казанский острова в Адмиралтейском районе. Он перекинут через канал Грибоедова в створе Никольской площади и Никольского переулка. Это однопролетный арочный мост длиной 22,8 метра и шириной 22,6 метра. Пролетное строение — сплошной железобетонный свод, устои массивные каменные на свайном основании, облицованы гранитом.
Перила металлические, их узор напоминает рисунок решетки набережной Обводного канала. На тротуарах открылков моста – гранитные плиты, для перехода с тротуаров на набережные устроены лестничные сходы.
История моста
Первый чугунный Ново-Никольский мост через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) был сооружен в 1835–1837 годах по проекту инженеров И.С. Завадовского и М.Е. Кларка, директора Александровского чугунолитейного завода. Однопролетный чугунный арочный мост на устоях из бутовой кладки был выполнен по образцу типовых мостов инженера В.И. Гесте: арочное пролетное строение состояло из чугунных тюбингов-секций, скрепленных болтами. Переправа получила свое название по расположенному рядом Никольскому морскому собору.
Однако простоял мост очень недолго: 8 октября 1837 года перед самым открытием он обрушился из-за быстро протекавших деформаций береговых устоев. М.Е. Кларку поручили спроектировать более надежный Ново-Никольский мост. Строительство велось под наблюдением инженера Е.А. Адама и архитектора К.И. Росси.
В 1841 году открыли новый стальной балочный мост на каменных устоях, облицованных гранитом. Это была первая переправа такой конструкции через Екатерининский канал. Пролетное строение состояло из 18 металлических, постоянного двутаврового сечения, клепаных арок из котельного железа. Верхнее строение представляет собой поперечины, по которым уложен двойной дощатый настил в проезжей части, а на тротуарах – одиночный. Устои моста были каменные, из бута, на свайном основании, облицованы гранитом. Мост имел ажурные чугунные перила и фонари, декорированные военными атрибутами, созданными по рисункам архитектора Росси. Известный интерес представляла собой конструкция опор – по гранитным рядам береговых устоев были уложены чугунные пятовые доски с железными упорами позади них.
В 1870 году мост был перестроен в трехпролетный. Береговые пролетные строения были деревянные, а средний пролет перекрыли металлической балкой. Устои были использованы старые, каменные, а промежуточные опоры – деревянные, свайные. Перила и фонарные столбы сохранились в первоначальном виде.
В 1934 году по проекту инженеров М.И. Жданова и А.В. Козлова, а также архитектора И.Т. Капцюга мост был реконструирован в однопролетный железобетонный арочный. Пролетное строение представляет собой сплошной свод. Устои моста массивные железобетонные, на свайном основании, облицованы гранитом. На мосту установлено перильное ограждение в виде сплошного железобетонного парапета. Покрытие на мосту асфальтобетонное, а на тротуарах открылков моста – гранитные плиты. Проезжая часть отделена от тротуара гранитным поребриком. Мост предназначен для движения трамваев, автотранспорта и пешеходов. Фонарные столбы ликвидированы.
В 1981 году железобетонный парапет на мосту заменили бестумбовой решеткой, напоминающей решетку набережной Обводного канала.
В 1988 году гранитный поребрик моста был заменен на повышенный, железобетонный.
В 2017 году с моста сняли трамвайные пути.
Дополнительная информация
Мост расположен в очень живописном районе города, богатом на архитектурные памятники XVIII века, недалеко от одного из самых красивых соборов Петербурга – Никольского Морского собора. В то же время, сам мост очень скромен. Лишенный каких-либо изысков и украшений, он выбивается из общего стиля района. Несмотря на это, он все-таки вписан в историю. У Достоевского, например, он упомянут в повести «Белые ночи».
Все, что осталось от прежнего облика Ново-Никольского моста в наши дни, — это опоры, облицованные гранитом.