+7 (812) 577-78-43
Юбилей Ново-Конюшенного моста
55-летний юбилей в 2022 году отмечает Ново-Конюшенный мост, перекинутый через канал Грибоедова в створе Конюшенной площади. В 1967 году здесь, на месте старого моста-перекрытия, была сооружена современная переправа.
История
Первый деревянный балочный мост в этом месте соорудили в 1883 году при возведении Храма Воскресения Христова, также известного как Спас-на-Крови. Ширина переправы составляла 115 метров, это был самый широкий мост в Петербурге.
В 1907 году храм был освящен и открыт, а мост сделался постоянной переправой и получил название «мост Храма Воскресения Господня».
После революции 1917 года переправа много лет называлась мост-перекрытие, в соответствии со своим функциональным назначением, пока в мае 1975 года ей не присвоили имя «мост Гриневицкого» в честь народовольца — убийцы императора Александра II.
В 1998 году мост получил свое современное название по расположенной рядом Конюшенной площади.
Реконструкции и ремонты
В 1912 году мост перестроили в пролетный, подкосной системы, его длина составляла 20,1 метров, ширина – 117 метров.
В 1933 году, при прокладке трамвайной линии в сторону Конюшенной площади, переправу усилили.
В 1939 году была проведена реконструкция моста, после чего он перестал быть самым широким в городе, уступив пальму первенства Синему мосту через Мойку (его ширина — 97,3 метра). Часть моста-перекрытия, расположенную напротив и ниже Спаса-на-Крови, разобрали, зато с верховой стороны его расширили на 19,5 метров. Ширина моста в результате составила 36,5 метров.
В 1950 году деревянные пролетные строения в зоне трамвайных путей заменили металлическими двутавровыми балками.
В 1967 году в этом месте был построен новый железобетонный однопролетный мост по проекту инженеров Ю.Л. Юркова, Л.Н. Соболева и архитектора Л.А. Носкова. Конструкция переправы была новаторской для того времени: опорная рама выполнена в виде консолей, сопряженных несовершенным шарниром. В дальнейшем это инженерное решение было применено при строительстве многих других ленинградских мостов.
В октябре 1998 года на Ново-Конюшенном мосту отремонтировали покрытие проезжей части с частичным перекрытием неиспользуемого трамвайного пути. В июле 2012 года трамвайные рельсы на мосту и Конюшенной площади окончательно демонтировали.
Характеристики моста
Ново-Конюшенный мост соединяет Казанский и Спасский острова через канал Грибоедова. Длина переправы — 21,1 метр, ширина — 35 метров.
Мост однопролетный железобетонный рамно-консольной системы из унифицированных блоков. Пролетное строение имеет криволинейное очертание нижнего пояса. Железобетонная плита включена в работу главных балок. Устои моста массивные железобетонные, на свайном основании, облицованы гранитом.
Перильное ограждение — кованная металлическая решетка в стиле модерн, ее узор перекликается с рисунком ограды Михайловского сада со стороны Спаса-на-Крови.
Информация для туристов
Ново-Конюшенный мост расположен у Собора Воскресения Христова, также известного как Спас-на-Крови. Храм был сооружен в 1883–1907 годах по указу императора Александра III на том месте, где 1 марта 1881 года бомбой народовольца Игнатия Гриневицкого был смертельно ранен его отец, император Александр II.
Храм строился по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). Выполненный в «русском стиле», он напоминает московский собор Василия Блаженного. Спас-на-Крови имеет статус объекта культурного наследия Российской Федерации и входит в состав музейного комплекса «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“».
К мосту и собору примыкает Михайловский сад, один из самых красивых и благоустроенных парков в центре Петербурга, находящийся под управлением Государственного Русского музея.