+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 31.10.2024 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Юбилей Моста Декабристов


110-летний юбилей отмечает в 2024 году мост Декабристов, перекинутый через Крюков канал по оси улицы Декабристов. В 1914 году здесь была открыта современная переправа, построенная по проекту инженера А.П. Пшеницкого.

История

История моста неразрывно связана с историей Крюкова канала, одной из первых искусственных водных артерий Санкт-Петербурга. Канал был прорыт в 1719–1720 годах под руководством старшего подрядчика строительных работ Семена Крюкова, в честь которого и получил свое название. До 1780-х годов канал соединял реки Неву и Мойку, в 1782–1787 годах он был продолжен до реки Фонтанки, а берега канала одеты в гранит.

В те же годы через Крюков канал перекинули шесть одинаковых мостов по типовому проекту (имя автора проекта до нас не дошло). Это были трехпролетные сооружения, каждое с деревянным балочным пролетным строением и средним разводным пролетом подъемного типа, на каменных опорах с гранитной облицовкой. На въездах мостов были установлены гранитные обелиски с фонарями.

Одним из таких мостов стал построенный в 1784–1786 годах мост на Офицерской улице, по которой он и получил свое название. Основным назначением переправы был проезд и проход к Большому Каменному театру, открывшемуся 5 октября 1783 года. Позднее на его месте возвели Мариинский театр.

Большой театр и набережная Крюкова канала на рубеже XVIII и XIX веков на картине И-Г. Майра. Государственный Русский музей

Офицерский мост на плане Санкт-Петербурга 1828 года

После революции, в 1918 году, Офицерскую улицу переименовали в улицу Декабристов. 6 октября 1923 года аналогичное название было присвоено и мосту.

Реконструкции и ремонты

В 1810 году мест реконструировали, и он перестал быть разводным.

Большой театр и Офицерский мост на картине А.Е. Мартынова, 1820-е годы. Источник https://design.wikireading.ru/13672

В следующий раз переправу отремонтировали в 1868 году, а в 1876 году при прокладке линии конной железной дороги (конки) мост укрепили и уширили на 1,5 метра — до 13 метров.

К 1914 году мост перестал справляться с возросшим движением транспорта по Офицерской улице, и его решено было полностью перестроить. Проект нового металлического моста разработал инженер А.П. Пшеницкий.

 

Пшеницкий, Андрей (Анджей) Павлович, 10 декабря 1869 г. – 5 августа 1941 г., выдающийся польский и российский инженер-строитель, автор многочисленных мостов в Санкт-Петербурге и других регионах России. По его проекту, в том числе, был построен знаменитый Дворцовый мост

В ходе реконструкции старые опоры моста разобрали, забили дополнительные сваи и уложили бетонную подушку, а затем переложили опоры. В месте строительных работ был создан сухой котлован, для чего часть Крюкова канала отделили двумя перемычками и откачали воду насосами.

После перестройки мост стал шире на 10,3 метра. С него сняли обелиски с фонарями и заменили перильные ограждения.

Мост Декабристов в начале 1960-х годов. Источник: http://p0.citywalls.ru/photo_290-297428.jpg?mt=1504795684

В 1990 году произведен ремонт  трамвайных путей на улице Декабристов. Отремонтировали и мост Декабристов: выполнена замена гидроизоляции и ремонт гранитных парапетов, отделяющих тротуары от проезжей части, восстановлен гранитный водоотливной лоток.

Ремонт трамвайных путей на мосту Декабристов, 1990 год. Источник: http://transphoto.ru/photo/05/77/10/577102.jpg

В 2006–2007 годах трамвайные пути на улице и мосту Декабристов были демонтированы, обновлено дорожное покрытие.

Характеристики моста

Мост Декабристов расположен в створе одноименной улицы и соединяет Коломенский и Казанский острова. Длина моста –   34,4 метра, ширина –  23,8 метра

По конструкции переправа представляет собой трехпролетное металлическое сооружение балочно-неразрезной системы. Пролетное строение состоит из 10 стальных  клепаных двутавровых балок, объединённых поперечными связями. По верху балок на лотковом железе устроена бетонная плита проезжей части. Низ балок в среднем пролете имеет вогнутое очертание по параболе для увеличения подмостового габарита

Опоры моста бутовой кладки с массивной гранитной облицовкой. Устои выполнены на одном уровне со стенкой набережной. Мост косой в плане, угол косины составляет 83°.

Тротуары отделены от проезжей части гранитным парапетом. Перильное ограждение —  металлические решетки художественной ковки, на гранитных тумбах.

Мост входит в перечень объектов культурного наследия России регионального значения.

Информация для туристов

Мост Декабристов расположен между основной и второй сценами Мариинского театра.

Главное здание театра было построено в 1860 году по проекту Альберта Кавоса. Новый оперный театр назвали Мариинским в честь супруги императора Александра II — императрицы Марии Александровны. Здание выполнено в стиле классицизм; интерьеры «Мариинки» считаются одними из красивейших в мире.

Вторая сцена Мариинского театра была построена в 2005–2013 годах. Выбранное архитектурное решение в современном стиле вносит определенный диссонанс в окружающую застройку и до сих пор вызывает много споров.

Мост Декабристов в проекте «Мосты Петербурга»