+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

30 ноября 2017 года завершилась навигация в Санкт-Петербурге. Разводки мостов по графику на Неве и Малой Неве не будут проводиться с 30 ноября по 10 апреля, а на рукавах Невы – с 15 ноября по 20 апреля. Информацию о разводке мостов за пределами навигационного периода вы найдете на нашем сайте и в мобильном приложении «Мосты Петербурга». Новый сезон навигации откроется 10 апреля 2018 года.

 

Все понятно!

Юбилей Моста Белинского


В 2017 году исполняется 284 года со дня открытия постоянного Симеоновского моста через реку Фонтанку (ныне мост Белинского). В 1733 году здесь была наведена первая деревянная переправа.

История

Изначально в этом месте планировалось создание наплавного моста, его начали строить в 1731 году, но барки-плашкоуты вскоре утонули. Поэтому в 1733 году через Фонтанку перебросили деревянный мост с опорами на свайном основании. Он был раскрашен под каменный арочный мост и назван Симеоновским по Храму святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, расположенному поблизости.

Чертеж деревянного Симеоновского моста из архива СПб ГБУ «Мостотрест»

Строительство переправы велось при участии инженера Германа ван Болеса. Свайная конструкция плохо обеспечивала судоходство по реке Фонтанке, и в 1736 году ван Болес докладывал о необходимости создания разводного пролета: «…Велено против церкви святого и праведного Симеона Богоприимца и святыя Анны пророчицы чрез Фантанную речку мост посредине проход за ускостию переделать ибо в летнее время всякие суда проходят весма плохо, отчего де и сваи многие подрублены; того б ради розломав длиною на четырнатцать сажен и вновь зделать помянутую средину с мачтовым проходом шире на сажен, старых свай один ряд вытаскав вон и вместо оных побить новые, в другой ряд шесть свай, на оные покласть брусья, поверх оных положить длинные брёвна и намостить барочными досками в длину и поперёг, на низу в средине подвесть кокоры и прибить гвоздьми, в мачтовом проходе зделать затворы, прибить ко оным петли и колца…»

Мачтовый проход, построенный в конце 1730-х годов, был закрыт деревянным щитом, который отодвигали на время проводки судов.

В 1780-х годах началось строительство гранитной набережной реки Фонтанки. Согласно  Генеральному плану переустройства реки Фонтанки 1783 года, на протяжении 6,7 км река была разделена перемычками на 7 участков. Один за другим каждый котлован осушали и сооружали участок набережной и мост. Работами руководил инженер-полковник И.К. Герард.

Генеральный план переустройства р. Фонтанки (1783 г.)

С 1782 по 1788 год было построено семь мостов через реку Фонтанку: Симеоновский, Аничков, Чернышёв, Обуховский, Измайловский, Семеновский и Калинкин, а также гранитные набережные.

Мосты возводились по типовому проекту, который разработали, согласно различным источникам, инженеры И.К. Герард, П.К. Сухтелен, Ф. Бауэр или Ж-Р. Перроне (большинство историков склоняется к тому, что автором типового моста был французский архитектор Жан-Родольф Перроне).

Симеоновский мост был открыт в 1785 году. Как и его собратья, он представлял собой трехпролетное каменное сооружение с деревянным двукрылым разводным пролетом в центре и каменными арками по бокам. Опоры моста — каменные, облицованы гранитом. На опорах снизу расположены треугольные гранитные ледорезы, а сверху — четыре гранитные башни, где размещались подъемные механизмы. Мост разводился вручную с помощью цепей.

Чертеж моста 1782–1785 годов

А.Е. Мартынов. Симеоновский мост через Фонтанку, 1820-е годы.

Луиджи Премацци, Симеоновский мост, 1852 год

В настоящее время из семи башенных мостов на Фонтанке сохранились только два: мост Ломоносова и Старо-Калинкин.

6 октября 1923 года Симеоновская улица и Симеоновский мост были переименованы в честь русского литературного критика В.Г. Белинского (1811–1848), который в разное время жил на набережной реки Фонтанки, в домах 17 и 40.

Реконструкции и ремонты

В 1859 году Симеоновский мост перестроили и расширили. Башни были снесены, деревянный разводной пролет заменили кирпичным с гранитной облицовкой. При этом переправа сохранила характерные очертания пролетов, свойственные башенным мостам: неизменными остались береговые устои и своды, речные опоры и гранитные ледорезы.

Симеоновский мост в 1860-е годы

К концу XIX века снова потребовалось расширить проезжую часть. Для этого в 1890 году тротуары с обеих сторон моста вынесли на боковые консоли, для чего по обе стороны на быках установили по четыре чугунных литых кронштейна, к которым крепилась металлическая тротуарная балка.

Мост в 1890-е годы

В 1908 году по мосту пустили трамвай.

В 1988 году предпринималась попытка вернуть мосту исторический облик, восстановить гранитные башни, старинные перила и светильники. Проект был разработан и одобрен, но не реализован из-за недостатка средств.

В 1996–1999 годах по проекту института «Стройпроект» мост Белинского отремонтировали с заменой металлических несущих конструкций тротуаров: вместо массивных чугунных кронштейнов установили скрытую стальную консоль с устройством железобетонного противовеса в теле арки. Также заменили трамвайные пути и систему гидроизоляции, отреставрировали перила и гранитную облицовку.

В 2003 году на мосту была создана декоративная подсветка в рамках программы «Светлый город».

Характеристики моста

Мост Белинского перекинут через реку Фонтанку в створе улицы Белинского и одноименной площади, соединяя Спасский и Безымянный острова. Переправа представляет собой трехпролетное каменное сооружение длиной 56 метров и шириной 19 метров.

Перила — металлические, кованые. Тротуары от проезжей части отделяет гранитный бордюр.

Информация для туристов

Храм святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, расположенный на левом берегу реки Фонтанки, был возведен в 1734 году по приказу императрицы Анны Иоанновны на месте деревянной церкви Архангела Михаила. Проектировал новый храм архитектор М.Г. Земцов при участии И.Я. Бланка. Церковь выполнена в стиле петровского барокко с использованием элементов древнерусской архитектуры.

На правом берегу, на площади Белинского, расположен Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк, бывший Цирк Чинизелли. Первым владельцем цирка был Гаэтано Чинизелли (1815–1881) — знаменитый итальянский цирковой артист.

Цирк, возведенный по проекту архитектора Васили Кенеля, открылся 26 декабря 1877 года. Он стал первым каменным цирком в Российской империи и одним из красивейших в Европе. Это уникальное сооружение было построено с применением передовых инженерных решений. Так, купол рекордной для того времени высоты — 49,7 метров — впервые в мире обошелся без внутренних опорных колонн. Это создало удивительный пространственный эффект и впоследствии широко применялось при строительстве цирков и подобных зданий.

Панорама реки Фонтанки с видом на цирк

Мост Белинского в проекте «Мосты Петербурга»