+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 22.11.2024 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Мост Белинского

Россия, Санкт-Петербург
Мост Белинского

Ширина моста: 19,06 м

Водная преграда: р. Фонтанка

Общая длина: 56 м

Год открытия: 1733 (деревянный), 1785 (мост с башнями), 1859 (современный)

Инженеры: Ж.Р. Перроне (мост с башнями)

Мост Белинского на карте

Характеристики моста

Мост Белинского перекинут через реку Фонтанку в створе улицы Белинского и одноименной площади, соединяя Спасский и Безымянный острова. Переправа представляет собой трехпролетное каменное сооружение длиной 56 метров и шириной 19 метров. Пролетное строение представляет собой бесшарнирную арку. Боковые пролеты — каменные арки, средний пролет — кирпичный свод. Опоры и устои моста каменные, облицованы гранитом. На опорах снизу расположены треугольные гранитные ледорезы.

Перила — металлические, кованые. Тротуары вынесены на консоли. От проезжей части их отделяет гранитный парапет.

История моста

В 1733-1736 годах здесь был построен деревянный свайный мост, оформленный под каменный арочный мост. Для пропуска мачтовых судов был устроен проход. По умолчанию этот проём был закрыт щитом, а при необходимости проводки судна щит отодвигался. Строительство переправы велось при участии инженера Германа ван Болеса. Мост назвали  Симеоновским по Храму святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, расположенному поблизости.

В 1780-х годах началось строительство гранитной набережной реки Фонтанки. С 1782 по 1788 год было построено семь мостов через реку Фонтанку: Симеоновский, Аничков, Чернышёв, Обуховский, Измайловский, Семеновский и Калинкин, а также гранитные набережные. Мосты возводились по типовому проекту, который разработал французский архитектор Жан-Родольф Перроне.

Симеоновский мост был открыт в 1785 году. Как и его собратья, он представлял собой трехпролетное каменное сооружение с деревянным двукрылым разводным пролетом в центре и каменными арками по бокам. На мосту располагались четыре гранитные башни, где размещались подъемные механизмы. Мост разводился вручную с помощью цепей.

Симеоновский — один из мостов башенного типа, который первый подвергся перестройке с целью расширения проезжей части, при этом были уничтожены все надмостовые сооружения. В 1854-1859 годах подъемная часть моста была заменена каменным сводом из кирпича, облицованным по фасаду гранитом. Были разобраны башни на речных опорах, отчего мост прибрел совсем другой облик. По системе мост превращен в трехпролетную бесшарнирную арку. Только береговые устои, речные опоры, береговые своды и гранитные ледорезы сохранились в первоначальном виде.

В 1890 году, ввиду необходимости расширения проезжей части, тротуары моста были вынесены на консоли. Для этого по обе стороны строения были установлены, на быках и устоях, по четыре чугунных литых кронштейна, к которым крепилась металлическая тротуарная балка. Металлические тяги, уложенные поперек моста под его проезжую часть, удерживали эти кронштейны. 

В 1908 году по мосту проложили трамвайные пути.

6 октября 1923 года Симеоновская улица и Симеоновский мост были переименованы в честь русского литературного критика В.Г. Белинского (1811–1848), который в разное время жил на набережной реки Фонтанки, в домах 17 и 40.

В 1996-1999 гг. произведен капитальный ремонт моста Белинского с заменой металлических несущих конструкций тротуаров: вместо массивных чугунных кронштейнов установили скрытую стальную консоль с устройством железобетонного противовеса в теле арки. Также заменили трамвайные пути и систему гидроизоляции, отреставрировали перила и гранитную облицовку.

В 2003 году, в ходе реализации программы «Светлый город», мост Белинского получил художественную высокотехнологичную подсветку.

Дополнительная информация

В 1988 году предпринималась попытка вернуть мосту исторический облик, восстановить гранитные башни, старинные перила и светильники. Проект был разработан и одобрен, но не реализован из-за недостатка средств. В настоящее время только два моста через Фонтанку сохранили свои башни: мост Ломоносова и Старо-Калинкин.