+7 (812) 577-78-43
Юбилей Матисова моста
Матисов мост, перекинутый через реку Пряжку в месте, где она вытекает из Мойки, в этом году отмечает 25-летний юбилей. Первый деревянный мост в этом месте появился в 1737 году, а современная переправа была открыта для движения 13 сентября 2000 года.
История
Матисов мост, на первый взгляд, неприметный и расположенный в районе, редко посещаемом туристами, имеет богатую историю.
Согласно петербургским преданиям, в первой половине XVIII века на острове стояла слобода, где селились отставные солдаты. Остров назван в честь жившего здесь мельника, которого звали Матис. В годы Северной войны он оказывал услуги Петру I, донося о перемещениях шведских войск, за что царь выдал мельнику охранную грамоту на остров.
Первая переправа, соединившая Адмиралтейскую часть с Матисовым островом, была построена здесь в 1737 году. Это был деревянный мост балочной или подкосной системы на деревянных сваях, как у большинства петербургских мостов того времени. Возможно, мост имел разводной пролет. Точные сведения о переправе не сохранились.
Первоначально мост носил имя Сухарин (Сухарный), в 1820 году его переименовали в Матисовский и, наконец, в 1828 году за переправой закрепилось нынешнее название — Матисов мост.
В 1836–1839 годах по проекту инженеров А.Д. Готмана и И.Ф. Буттаца Матисов мост перестроили. Теперь это был трехпролетный деревянный арочный мост на устоях из плитного камня с гранитными подпятниками.
В таком виде мост простоял почти сто лет.
Реконструкции и ремонты
В 1938–1940 годах была произведена реконструкция Матисова моста, его перестроили в трехпролетный балочный. Деревянные арки пролетных строений заменили металлическими из двутавровых балок. Промежуточные опоры и настил остались деревянными, устои — каменными, облицованными известняком. Длина моста составила 33,5 метра, ширина — 10,3 метра.
Во время наводнения 18 октября 1967 года Матисов мост был частично затоплен.
На следующий год переправу отремонтировали: обновили опоры до уровня воды, заменили поперечины и настилы. Через 20 лет было проведено обследование по методике неразрушающего контроля. Оно показало, что опоры переправы находятся в аварийном состоянии.
В ноябре 1993 года движение по мосту было закрыто. Ремонтные работы начались в 1995 году по проекту инженера Л.Н. Соболева. Проект предусматривал сохранение подмостовых габаритов и очертаний трехпролетного деревянного арочного моста, существовавшего с середины XIX века.
Мост полностью разобрали, деревянные сваи заменили железобетонными, на опорах сделали гранитную облицовку, установили новые металлические арки пролетных строений, на мосту и набережной появились чугунные перила, гранитные тумбы и парапеты.
Новый мост был открыт для движения 13 сентября 2000 года.
Характеристики моста
Матисов мост соединяет Матисов и Коломенский острова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Его длина — 39,7 метров, ширина — 10,5 метров. Это трехпролетное металлическое сооружение на двухшарнирных арках. Устои моста на буронабивных сваях, облицованы гранитом, промежуточные опоры железобетонные, на свайном основании, облицованы гранитом.
Перила моста — литые чугунные на металлических тумбах, рисунок повторяет ограду реки Мойки.
Информация для туристов
Река Пряжка, через которую перекинут Матисов мост, при основании Санкт-Петербурга называлась Чухонской речкой. В 1738 году сюда из района Адмиралтейства перенесли прядильные амбары — отсюда и новое название реки.
Ниже по течению реки, на углу с улицей Декабристов (бывшая Офицерская), расположен Музей-квартира Александра Блока. Великий русский поэт жил здесь с 1912 года до самой смерти в 1921 году.