+7 (812) 577-78-43
Юбилей Мало-Петровского моста
Мало-Петровский мост соединяет Петроградский и Петровский острова через реку Ждановку. В 2028 году он отмечает сразу четыре юбилейных даты: в 1828 году мост впервые появился на карте города, 1883 и 1928 годы — масштабные реконструкции переправы и, наконец, 13 мая 2018 года был торжественно открыт современный Мало-Петровский мост.
История
История Мало-Петровского моста восходит к первой трети XIX века — в 1828 году он впервые обозначен на «Подробном плане столичного города Ст. Петербурга», известного как План Шуберта.
В середине XIX века устье реки Ждановки было промышленной окраиной Санкт-Петербурга. Первая фабрика на правом берегу реки, на Петроградском острове, появилась в начале XIX века, ее основал итальянский предприниматель Каттани. Позже ее сменила ситцевая фабрика купцов Леонтьевых, чья фамилия дала название Леонтьевскому мысу между реками Ждановкой и Малой Невкой. С 1907 по 1996 год здесь располагался машиностроительный завод «Вулкан».
На левом берегу Ждановки, на Петровском острове, в XIX веке находились склады леса и небольшая лесопилка, а в 1914 году здесь вырос Невский лесопильный завод, один из крупнейших в стране. Лес сплавляли по реке Ждановке.
Мост, перекинутый через Ждановку неподалеку от ее устья, был в XIX веке деревянным семипролетным балочно-подкосной системы. Пролетное строение было выполнено из деревянных прогонов, составленных из двух брусьев. Опоры деревянные, свайные. На мосту был уложен дощатый настил по перегонам. Перильное ограждение состояло из деревянных пожилин и стоек.
Переправу несколько раз ремонтировали в дереве, а в 1883 году полностью перестроили. К началу XX века мост был деревянным многопролетным подкосной системы, длиной 89,6 метров, шириной 8,2 метров.
Свое имя переправа получила по Петровскому острову. С 1820-х годов мост назывался Петровским или Новым Петровским, с 1876 года – Малым Петровским. Существующее название Мало-Петровский мост известно с 1930-х годов.
Реконструкции и ремонты
В 1918 году Мало-Петровский мост расширили до 11 метров. К этому времени переправа обветшала и требовала полной реконструкции. В 1927–1928 году, в связи с прокладкой трамвайной линии на Петровский остров, на месте старого деревянного моста соорудили новый железобетонный однопролетный бесшарнирной арочной системы.
Построенный по проекту инженеров Б. Д. Васильева и О. Е. Бугаевой, он стал одним из первых железобетонных мостов, построенных в Ленинграде. Расчетный пролет величиной 41 м считался рекордным для того времени в СССР. Длина моста по концам открылков устоев оставляла 49,9 м, ширина между перилами — 18 м.
Пролетное строение Мало-Петровского моста состояло из четырех дисковых арок, которые в замке соединялись с железобетонной плитой проезжей части, а в пятах переходили в контфорсы устоев. Устои моста были бетонные, на свайном основании. Перильное ограждение — в виде сплошного железобетонного парапета.
В 1993 году железобетонный парапет заменили чугунной литой решеткой художественного литья с чугунными тумбами. По концам перильного ограждения на устоях установили гранитный парапет, низкий бетонный поребрик заменили на высокий гранитный.
В таком виде Мало-Петровский мост просуществовал до 2016 года. Затем его закрыли на реконструкцию в рамках строительства моста через Малую Неву через остров Серный (ныне мост Бетанкура), а выше по течению Ждановки соорудили временную пешеходную переправу.
В 2017 году мост демонтировали, а на его месте по проекту ЗАО «Институт «Стройпроект» соорудили современный металлический балочный мост. Работы вело ЗАО «Пилон».
Мало-Петровский мост был торжественно открыт для движения 13 мая 2018 года, одновременно с открытием моста Бетанкура.
Характеристики моста
Мало-Петровский мост перекинут через реку Ждановку в створе моста Бетанкура и связывает его с Новоладожской улицей на Петроградском острове и с Ремесленной улицей — на Петровском.
Мост однопролетный балочный металлический, его длина — 39,1 м, ширина – 35,5 м. Устои массивные, из монолитного железобетона, на свайном основании, облицованы гранитом. Проезжая часть включает в себя 6 полос. Тротуары отделены сборным железобетонным парапетным ограждением. Покрытие на проезжей части – асфальтобетон, на тротуарах – литой асфальт. Перильное ограждение – металлическое оцинкованное типа «Трансбарьер».
Информация для туристов
Современный Мало-Петровский мост, вместе с мостом Бетанкура, является частью магистрали, круглосуточно связывающей Василеостровский и Петроградский районы, а также центр города со стадионом «Газпром Арена» на Крестовском острове.
Интерес для туристов в районе переправы представляет старинная кирпичная водонапорная башня на Леонтьевском мысу. В окружении современной жилой застройки сохранился памятник промышленной архитектуры XIX века — производственный корпус, оставшийся от машиностроительного завода «Вулкан».