+7 (812) 577-78-43
Юбилей Львиного моста
1 июля 2026 года отмечает 200-летний юбилей Львиный мост через канал Грибоедова — яркий памятник мостостроительной архитектуры первой трети XIX века и одного из трех сохранившихся пешеходных цепных мостов Петербурга.
История
Львиный мост был сооружен по проекту немецкого инженера Вильгельма фон Треттера. С 1814 по 1831 годы фон Треттер работал в России, где принял участие в проектировании более 10 петербургских мостов.
В 1822–1827 годах в Санкт-Петербурге было построено семь цепных висячих мостов, из которых до наших дней сохранились лишь три: Банковский, Львиный и Почтамтский.
В 1823 году В. фон Треттер разработал два проекта пешеходных мостов через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова): Банковский и Львиный. 18 февраля 1825 года оба проекта были утверждены одновременно.
Оба моста предполагалось открыть в октябре 1825 года, но задержка с изготовлением металлических частей задержала окончание работ почти на год. Руководил строительством инженер В.А. Христианович.
Строить специальные устои под легкие пешеходные мосты не было смысла, и опоры сделали, разобрав лишь забутку набережной. В образовавшиеся колодцы опустили деревянные ростверки, к которым прикрепили концы цепей круглого сечения диаметром в 1,5 дюйма (около 4 см). Эти цепи поддерживали висячее пролетное строение из деревянных балок с поперечинами и дощатого настила.
Чтобы предохранить концы цепей, заделанных в кладку, от коррозии, их поместили в металлические трубы, заполненные воском.
На берегах, в месте перехода цепей от пролета к заделке, в основании были установлены чугунные решетчатые квадранты. Конструкция их декорирована тяжелыми чугунными фигурами львов высотой около 2,4 метра, которые вместе с чугунными постаментами служили дополнительным контргрузом цепей.
Фигуры львов сделаны так, что создают ощущение работы скрытой за ними конструкции. Лапы выдвинуты вперед, и в них словно чувствуется огромная сила, противодействующая основному усилию цепей.
Скульптуры львов, давшие название Львиному мосту, выполнены академиком-скульптором Павлом Соколовым, отлиты из чугуна на Александровском чугунолитейном заводе и окрашены в белый цвет под мрамор. Как писал инженер В. фон Треттер в пояснении к своему проекту, «Относительно самих львов и грифонов я никак не выдаю наружность их вида за точный, ибо это есть дело скульптора, чтобы дать их моделям всю красоту, какую только они способны принять».
Выдающийся русский скульптор, классицист, мастер декоративной скульптуры, украсивший Северную столицу своими гармоничными работами, в числе которых — фигуры грифонов на Банковском мосту, львов на Львином мосту, сфинксов у Египетского моста.
Перильным ограждением моста служила чугунная ажурная решетка художественного литья. В середине моста непосредственно к перилам крепились восьмигранные фонари на изящных чугунных торшерах.
Сборка моста началась весной 1826 года. Сборку, так же как и изготовление всех металлических частей, кроме скульптур, выполнили специалисты завода Берда в Санкт-Петербурге.
1 июля 1826 года Львиный мост был открыт для движения пешеходов.
Реконструкции и ремонты
В 1880 году переправу решили облегчить, для этого чугунные перила заменили металлической кованой решеткой простого рисунка, демонтировали чугунные торшеры.
Скульптуры львов со временем утратили свой беломраморный вид, и их перекрасили в более темные цвета.
В 1948 году переправу реконструировали по проекту инженера О.М. Яновского. Деревянные балки пролетного строения заменили металлическими сварными.
В 1954 году архитектурный декор Львиного моста был восстановлен по проекту архитектора А.Л. Ротача. На мост вернулись исторические решетки и фонари. Отреставрированы постаменты и скульптуры львов, которых снова покрасили в белый цвет.
В 2000 году переправу капитально отремонтировали по проекту АО «Институт «Стройпроект»: заменили балки пролётного строения, вновь отреставрировали скульптуры. Основным несущим элементом для новой конструкции моста стало пролетное строение в виде двух сварных стальных балок; под декорированным фасадом балок размещена распределительная полоса, объединенная с цепной висячей системой; под пилонами сооружена монолитная железобетонная плита.
Торжественное открытие моста после реконструкции состоялось 25 декабря 2000 года.
В 2015 году вандалами был оторван один фонарь, второй поврежден. Силами СПб ГБУ «Мостотрест» были произведены работы по реставрации фонарей и установке их на торшеры. На следующий год была выполнена окраска перил, карнизов и торшеров.
Последняя по времени реставрация скульптур львов на Львином мосту началась 10 августа 2018 года и продлится до октября 2018 года. В отличие от реставрации 2000 года, скульптуры не демонтировали, все работы проводятся под защитными навесами прямо на мосту.
Характеристики моста
Львиный мост — пешеходный. Он перекинут через канал Грибоедова в створе Львиного переулка и Малой Подьяческой улицы, соединяя Казанский и Спасский острова.
Мост однопролетный балочный, его длина по задним граням устоев составляет 27,3 метров, ширина —2,9 метра. Мостовое полотно выполнено в виде деревянного настила.
Перила моста чугунные художественного литья, рисунок представляет собой сетку из перекрещенных прямоугольных стержней, концы которых вверху и внизу соединены полукруглыми розетками. В середине моста в перильное ограждение вмонтированы два восьмигранных фонаря на чугунных торшерах.
Мост находится на учете Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.
Информация для туристов
Львиный мост — один из красивейших малых мостов через реки и каналы Петербурга и излюбленное место для прогулок петербургскими белыми ночами. Мост запечатлен во многих произведениях изобразительного искусства.
В 1838 году фирма Borsig возвела уменьшенную копию Львиного моста в берлинском парке Тиргартен. Копия длиной 17,3 метров и шириной 2 метра выполнена по проекту немецкого архитектора Людвига Гессе. Этот мост стал первой висячей переправой в Берлине.
В отличие от петербургского Львиного моста на его берлинском собрате до сегодняшнего дня сохранились деревянное пролётное строение и деревянные перила.