+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 23.11.2024 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Юбилей Красного моста


Красный мост через реку Мойку в створе Гороховой улицы — один из старейших мостов Санкт-Петербурга. В 2022 году переправа отмечает свой трехсотлетний юбилей. Интересно, что первое название моста было — Белый.

История

Первый деревянный разводной мост через Мойку (тогда она называлась речка Мья) между Казанским и Адмиралтейским островами Санкт-Петербурга появился в 1717 году. Через двадцать лет его перестроили по проекту голландского мастера Германа ван Болеса: в пролетном строении устроили щель шириной около 70 см для пропуска мачтовых судов. В наведенном положении щель закрывали деревянными щитами.

Мост ван Болеса назвали Белым, а Красным он стал только в 1778 году, когда мост перестроили в трехпролетный и перекрасили.

История нынешнего Красного моста через Мойку берет свое начало в 1808 году. Проект чугунного однопролетного арочного моста разработал Вильям (Василий Иванович) Гесте, русский инженер и архитектор шотландского происхождения.

Создавая серию металлических переправ в Петербурге, В.И. Гесте применил идею американского инженера Роберта Фултона, не реализованную на родине изобретателя. Арочное пролетное строение состоит из чугунных тюбингов-секций, скрепленных болтами. Металлические конструкции для Красного моста были изготовлены на уральских заводах Н.Н. Демидова.

Мост открыли в 1814 году.

В первой четверти XIX века по проектам и под наблюдением В.И. Гесте был построен целый ряд подобных чугунных мостов, в том числе Зеленый и Поцелуев мосты через Мойку. Но только Красный мост до наших дней сохранил свой исторический внешний облик, хотя конструкция его пролетного строения изменилась.

Красный мост на гравюре 1838 года. Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/71/Russie_146.jpg

Реконструкции и ремонты

Эксплуатация переправы на протяжении более ста лет привела к ее износу. С 1929 по 1950 годы в ходе регулярных обследований опор и пролетного строения специалисты выявляли прогрессирующие деформации, и, в конце концов, состояние Красного моста было признано аварийным.

В 1953—1954 годах по проекту инженера В.В. Блажевича была проведена реконструкция переправы с сохранением ее исторического внешнего вида. Чугунные конструкции заменили стальными двухшарнирными арками с железобетонной плитой проезжей части.

Реконструкция моста в 1953 году

Под руководством известного ленинградского архитектора А.Л. Ротача был отреставрирован декор Красного моста: гранитные обелиски с бронзовыми позолоченными шарами и четырехгранными фонарями, а также старинные перила между тротуарами и проезжей частью. Фасад и перила моста покрасили в традиционный красный цвет.

Фонарь

Красный мост ремонтировали в 1998 году: отреставрировали фонари, чугунные и гранитные ограждения. В 2011 году обновили покраску.

Характеристики моста

Красный — однопролетный металлический мост длиной 33,6 метров и шириной 16,6 метров.

Пролетное строение состоит из семи двухшарнирных сварных арок, связанных между собой системой поперечных балок и продольных связей. Фасады пролетного строения закрыты декоративными металлическими листами. На въездах установлены гранитные обелиски с четырехгранными фонарями на металлических кронштейнах и позолоченными шарами. Перила — литая чугунная решетка по типу ограждения реки Мойки. Проезжую часть от тротуаров отделяют чугунные ограждения.

Переправа имеет статус памятника федерального значения и охраняется Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. По мосту проходит граница между Центральным и Адмиралтейским районами Петербурга.

Информация для туристов

Интересна история «цветных мостов» через Мойку — изначально их было четыре: Желтый (ныне Певческий), Зеленый (ранее Полицейский и Народный), Красный (изначально Белый) и Синий. Однотипные мосты располагались близко друг к другу, и жители их часто путали. Такое неудобство было решено устранить при помощи цвета.

Неизвестный художник. У Красного моста через Мойку. 1830-е годы. Источник: https://aria-art.ru/

Из интересных архитектурных памятников у Красного моста стоит упомянуть Торговый дом «С. Эсдерс и К. Схейфальс» на набережной Мойки, 73/15. Здание в стиле петербургский модерн построено в 1906–1907 годах по проекту В.А. Липского и К.Н. де Рошефора. В доме разместился универсальный магазин Au pont rouge — «У Красного моста». С 1919 по 2015 год здесь находилась швейная фабрика. В 2012 году по историческим фотографиям была воссоздана утраченная угловая башня здания с кадуцеем (жезлом Меркурия, греческого бога торговли), а в июле 2015 года вновь открылся торговый дом «У Красного моста».

Фото К. Буллы. 1907 год: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Red_Bridge_(Saint_Petersburg)#/media/File:Moika_73.jpg

Современный вид

Красный мост в проекте «Мосты Петербурга»