+7 (812) 577-78-43
Юбилей Комаровского моста
65-летний юбилей отмечает в 2025 году Комаровский мост, перекинутый через реку Охту по оси Большеохтинского моста. В 1960 году здесь была построена современная переправа, органично вписавшаяся в архитектурный ансамбль Красногвардейской площади.
История
Первая переправа через реку Охту в районе нынешнего Комаровского моста, согласно летописям, существовала еще в начале XVIII века и называлась Горбатый мост. Он был деревянным и вел к крепости Ниеншанц. Изображения моста не сохранились. На планах города XIX века обозначен Охтенский подъемный мост, располагавшийся ниже по течению реки Охты, где в нее впадала речка Чернавка (ныне засыпана). Возможно, Горбатый мост располагался именно там.
С 1830-х годов известен Комаровский переулок, который соединял берега Невы и Охты примерно по оси нынешних Большеохтинского и Комаровского мостов. Свое название он получил по суконной фабрике графа Комаровского.
Переправу в створе Комаровского переулка соорудили в 1911 году при перепланировке территории в рамках строительства моста Императора Петра Великого (ныне Большеохтинский). Мост через реку Охту был деревянным пятипролетным балочным. Его назвали Комаровским – по одноименному переулку.
Реконструкции и ремонты
В 1926 году Комаровский мост перестроили для прокладки трамвайной линии. Тогда же он впервые появляется на плане Ленинграда.
Переправу неоднократно ремонтировали в дереве, а в 1943 году балки пролетного строения заменили металлическими. Опоры моста оставались деревянными.
К концу 1950-х годов Комаровской мост пришел в аварийное состояние, было принято решение закрыть его и соорудить новую переправу. Проект железобетонного Комаровского моста разработали специалисты института «Ленгипроинжпроект» — инженеры В.В. Зайцев и Б.Б. Левин и архитектор Л.А. Носков. Строительство велось в 1959–1960 годах.
В 2017 году на Комаровском мосту произведен ремонт дорожного покрытия.
Характеристики моста
Комаровский мост перекинут через реку Охту в створе Красногвардейской площади. Это однопролетное железобетонное сооружение длиной 52,2 метра по задним граням устоев, при этом длина моста по перильному ограждению составляет 75,3 метра. Ширина моста — 47 метров.
Пролетное строение двухшарнирной рамной системы — из монолитного железобетона с криволинейным очертанием нижнего пояса. Устои моста массивные железобетонные на свайном основании. Фасады и устои облицованы розовым гранитом, возле устоев расположены гранитные лестничные спуски к воде.
Перила выполнены в виде чугунных решеток художественного литья с чугунными тумбами, на устоях — гранитные тумбы. Мост освещают фонари, установленные на высоких торшерах вдоль поребрика, разделяющего тротуар и проезжую часть.
Информация для туристов
На Красногвардейской площади у Комаровского моста расположено одно из крупнейших креативных пространств Санкт-Петербурга — Центр дизайна ArtPlay Spb, созданный на месте бывшего ЦКБ Машиностроения.
Сегодня в залах ArtPlay Spb проходят выставки и фестивали, работают студии, шоу-румы и магазины различных брендов. План развития пространства включает создание пяти взаимосвязанных зон: тематический парк-аттракцион «Лабиринт мировой культуры», хобби-центр, кластер творческих индустрий, дизайн-отель и рекреационную зону.