+7 (812) 577-78-43
Юбилей Коломенского моста
30 сентября 2024 года 55-летний юбилей отмечает Коломенский мост через канал Грибоедова, соединивший Коломенский и Покровский острова. В 1969 году здесь, на месте старой переправы, был построен третий в мире, первый и единственный в нашей стране алюминиевый цельносварной мост.
История
Первая переправа через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) в створе Упраздненного переулка (ныне улица Володи Ермака) сооружена в 1906 году. Это был деревянный временный мост, который навели на время ремонта Мало-Калинкина и Аларчина мостов.
Место для временной переправы было выбрано «ближе к перестраиваемому Аларчину мосту против Упраздненного переулка, так как конное движение по последнему гораздо интенсивнее, чем по Мало-Калинкину».
Временный мост был «деревянный трехпролетный подкосной системы, имел два устоя и два быка, каждый из двойных рядов свай, связанных поверх насадками, а у горизонта воды продольными и поперечными схватками. Величина среднего пролета, считая между осями свай, равна была пяти саженям (10, 67 метров), крайние — по 3,10 сажени (6,6 метров)… Полная ширина всего моста была 5,84 саженей (12,46 метров)».
В 1910 году временный пешеходный мост стал постоянным, но остался незначительным и даже не получил отображения на дореволюционных планах Санкт-Петербурга (впервые он появляется на картах города лишь в 1920-е годы).
К середине 1930-х годов Коломенский мост представлял собой трехпролетную деревянную конструкцию на свайных опорах с пролетным строением из металлических балок. Его длина составляла 34,3 метра, ширина – 2,3 метра.
Название мост получил по своему расположению в одном из старейших районов Санкт-Петербурга — Коломне. С 1911 до 1920-х годов мост назывался Коломенским пешеходным.
Реконструкции и ремонты
Переправу несколько раз перестраивали в дереве.
Современный Коломенский мост через канал Грибоедова был построен на месте своего деревянного предшественника в 1968–1969 годах. Здесь решено было соорудить цельносварной алюминиевый мост, который стал первым в СССР и третьим в мире, уступив пальму первенства только автомобильному мосту в Шипшоу (Квебек, Канада) и мосту через Оксфордский канал (Хардвик, Великобритания).
Инновационный проект был разработан по инициативе профессора кафедры металлических конструкций Ленинградского инженерно-строительного института (ЛИСИ) В.И. Крыжановского при поддержке специалистов «Ленмосттреста» (ныне СПб ГБУ «Мостотрест»). Конструкцию и технологию сварки моста разработала преподаватель той же кафедры И.Н. Артемьева.
В разработке проекта приняли участие инженеры института «Ленгипроинжпроект» Б.Э. Дворкин и И.Г. Бонч-Осмоловская, архитектор Л.А. Носков.
30 сентября 1969 года Коломенский мост был открыт для движения. До нашего времени переправа дошла в практически неизменном виде, со временем изменилась лишь форма фонарей.
В 2016 году силами ГУП «Ленсвет» на мосту установлены четыре светодиодные фонаря и подключены к сетям освещения.
Характеристики моста
Коломенский мост перекинут через канал Грибоедова в створе улицы Володи Ермака, ниже Аларчина и выше Мало-Калинкина мостов. Это однопролетное алюминиевое цельносварное сооружение длиной 32,6 метра и шириной 2,75 метра.
Несущими элементами конструкции являются алюминиевые трубы диаметром 270 мм, изогнутые в виде двухшарнирной арки параллельно-каркасной системы. Общий вес пролетного строения составляет 8,108 тонны. Опоры сооружены из монолитного железобетона с массивной гранитной облицовкой на свайном основании.
Входы на мост выполнены в виде раскрытых гранитных пятиступенчатых лестниц с гранитными парапетами. Перильные ограждения металлические простого рисунка. Светодиодные фонари установлены на торшерах из металлических труб.
Информация для туристов
Коломна — исторический район Санкт-Петербурга, расположенный на территории Адмиралтейского района. Название «Коломна», согласно самой распространенной версии, было принесено мастеровыми из подмосковного села Коломенского, переселёнными в Петербург в 1730–1740-х годах.
Это одно из уникальных мест в центре города, где сохранилась большая часть рядовой застройки XIX столетия.