+7 (812) 577-78-43
Коломенский мост
Категория: Пешеходные мосты
Общая длина: 32,6 м
Водная преграда: Канал Грибоедова
Архитекторы: Л.А. Носков
Год открытия: 1906 (деревянный), 1969 (алюминиевый)
Инженеры: В.И. Крыжановский, И.Н. Артемьева, Б.Э. Дворкин, И.Г. Бонч-Осмоловская
Ширина моста: 2,75 м
Коломенский мост на карте
Характеристики моста
Коломенский пешеходный мост перекинут через канал Грибоедова в створе улицы Володи Ермака, ниже Аларчина и выше Мало-Калинкина мостов. Это однопролетное алюминиевое цельносварное сооружение длиной 32,6 метра и шириной 2,75 метра.
Коломенский — третий в мире, первый и единственный в нашей стране алюминиевый цельносварной мост. Пролетное строение представляет собой оригинальную систему двухшарнирной арки из двух труб и соединительных элементов, обеспечивающих необходимую жесткость и прочность. Устои моста – бетонные на свайном основании, облицованы гранитом.
На мосту установлено перильное ограждение в виде металлических бестумбовых решеток простого рисунка. Входы на мост выполнены в виде раскрытых гранитных пятиступенчатых лестниц с гранитными парапетами. Светодиодные фонари установлены на торшерах из металлических труб.
История моста
Первая переправа через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) в створе Упраздненного переулка (ныне улица Володи Ермака) сооружена в 1906 году. Это был деревянный временный мост, который навели на время ремонта Мало-Калинкина и Аларчина мостов: скромная пешеходная переправа, не имеющая никакого архитектурного оформления, но необходимая для соединения Коломенского и Покровского островов. Мост был деревянный трехпролетный подкосной системы, имел два устоя и два быка, каждый из двойных рядов свай, связанных поверх насадками, а у горизонта воды продольными и поперечными схватками. Величина среднего пролета была равна 10,67 метров, крайние — по 6,6 метров… Полная ширина всего моста — 12,46 метров.
Свое название мост перенял от Коломны – старинного наименования района Санкт-Петербурга, и сохранившего до наших дней большую часть рядовой застройки XIX века.
Мост несколько раз перестраивали в дереве. К середине 1930-х годов он представлял собой трехпролетную деревянную конструкцию на свайных опорах с пролетным строением из металлических балок. Его длина составляла 34,3 метра, ширина – 2,3 метра.
В 1967 году по инициативе профессора В. И. Крыжановского на кафедре металлических конструкций ЛИСИ был разработан эскизный проект сварного алюминиевого моста из ферм пространственной системы – первого в СССР. Строительство моста осуществлялось в 1968-1969 годах, 30 сентября 1969 года мост был открыт для движения. Это первый и пока единственный цельносварной мост из алюминия. Сварка алюминиевых пролетных строений производилась на судостроительном заводе им. А.А. Жданова, они целиком были перевезены и установлены на место.
В 2016 году силами ГУП «Ленсвет» на мосту установлены четыре светодиодные фонаря и подключены к сетям освещения.
Дополнительная информация
До наших дней этот однопролётный мост дошёл в практически первозданном виде – изменилась только форма светильников. Его гранитные лесенки барочной формы и лёгкая, почти воздушная конструкция органично вписались в архитектурный ландшафт Коломны. Название «Коломна», согласно самой распространенной версии, было принесено мастеровыми из подмосковного села Коломенского, переселёнными в Петербург в 1730–1740-х годах.
В некоторых источниках можно прочесть, что Коломенский мост был первым алюминиевым мостом в мире, однако это неверно. В 1948-1950 годах 150-метровый алюминиевый автомобильный мост был построен в канадском городе Арвида на севере Квебека.