+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

30 ноября 2018 года завершилась навигация в Санкт-Петербурге. Разводки мостов по графику на Неве и Малой Неве не будут проводиться с 30 ноября по 10 апреля, а на рукавах Невы – с 15 ноября по 20 апреля. Информацию о разводке мостов за пределами навигационного периода вы найдете на нашем сайте и в мобильном приложении «Мосты Петербурга». Новый сезон навигации откроется 10 апреля 2019 года.

Все понятно!

Юбилей Итальянского моста


6 октября 2021 года отмечает 125-летний юбилей Итальянский мост, перекинутый через канал Грибоедова в створе Итальянской улицы. В 1896 году здесь была построена первая пешеходная переправа.

История

Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) был проложен по руслу речки Глухой, другое ее название — Кривуша. Река вытекала из болот в районе нынешней площади Искусств, южнее истока реки Мойки, и впадала в реку Фонтанку. Во второй половине XVIII века берега канала оделись в гранит по проекту инженера И.М. Голенищева-Кутузова, и канал был наименован в честь царствующий в то время императрицы Екатерины II.

Итальянская улица получила свое название от Итальянского дворца, построенного на левом берегу реки Фонтанки в 1730-е годы (ныне здесь расположено одно из зданий Российской национальной библиотеки). Улица проходила от набережной Фонтанки до набережной Екатерининского канала и в конце XIX века называлась Большой Итальянской.

В 1896 году молодой инженер путей сообщения Леонид Колпицын предложил соорудить в створе Итальянской улицы пешеходный мост через Екатерининский канал. Предложение не нашло поддержки у городских властей, и инженер построил переправу на собственные средства.

Это был изящный однопролетный «перекидной» мост, устоями которому служили гранитные стенки набережной. Пролетное строение, согласно одним источникам, было металлическим («Неделя строителя». — СПб, 1896. — Вып. 29), согласно другим — деревянным дощатым («Неделя строителя». — СПб, 1896. — Вып. 41). Длина пролётного строения составляла 19,7 метров.

Мост был приподнят над уровнем набережной на 1,4 метра для удобного прохода судов и с обеих сторон оснащен лестничными спусками на набережную. При мощении мостового полотна был применен новый для того времени материал — ксилолитовые плиты.

Новая пешеходная переправа торжественно открылась 6 октября 1896 года.

Сооружение моста обошлось Л.Н. Колпицыну в 3500 руб. Городские власти выразили инженеру благодарность, но отказались компенсировать затраты на строительство. Также власти не поддержали его идею сделать проход по мосту платным, по 1 копейке с человека. В конце концов, Колпицын просто подарил мост городу.

Первый Итальянский мост на фото начала XX века

Реконструкции и ремонты

В 1902 году ксилолитовые плиты заменили дощатым настилом, реконструкция велась по проекту К.В. Бальди. В 1911—1912 годах мост перестроили полностью по проекту инженера К.В. Ефимьева. Новый мост стал брусчатым, балочно-подкосной системы на свайных опорах.

Итальянский мост в начале 1930-х годов

Итальянский мост в начале 1930-х годов

Новый ремонт переправы проведен в 1937 году для прокладки двух теплофикационных труб. Мост перестроили в дереве, сохранив прежнюю конструкцию. По документам 1946 года длина Итальянского моста составляла 18,4 метров, ширина — 2,07 метров; кованые железные перила имели простой рисунок.

Итальянский мост в начале 1950-х годов

Современный Итальянский мост сооружен в 1955 году по проекту института «Ленгипроинжпроект», его авторы — инженер А.Д. Гутцайт и архитектор В.С. Васильковский. Облик моста стилизован под архитектуру XIX века, и переправа органично вписалась в окружающую застройку.

В 1969 году архитектурный декор моста покрыли позолотой. В 1996 году отреставрировали фонари и перильное ограждение.

Характеристики моста

Итальянский мост перекинут через канал Грибоедова ниже Ново-Конюшенного и выше Казанского моста. Это однопролётный пешеходный мост длиной по задним граням устоев 22,5 метра и шириной 3 метра.

Пролетное строение переправы металлическое балочное, устоями служат стенки набережной канала Грибоедова. Сверху пролётное строение перекрыто железобетонными плитами. Теплофикационные трубы скрыты под конструкцией мостового покрытия.

Современный мост декорирован по рисункам, изображающим петербургские переправы эпохи классицизма. Чугунные перила художественного литья завершаются на устоях гранитными тумбами. Переправу украшают 4 торшера с восьмигранными ажурными фонарями. Фасады и основания торшеров декорированы чугунными литыми рельефами.

Фонарь Итальянского моста

Перильное ограждение

Фрагмент декора фасадов

Информация для туристов

С Итальянского моста открывается вид на Храм Воскресения Христова, известный как Спас-на-Крови. Он возведен в конце XIX века  в память об императоре-освободителе Александре Втором. 1 марта 1881 года здесь, на набережной Екатерининского канала, было совершено покушение на императора, который от полученных ранений скончался. Отсюда и название собора, в котором подразумевается пролитая царская кровь.

Выполненный в русском стиле, отсылающем к московскому Собору Василия Блаженного, этот храм на весь мир славится своей мозаикой. Сегодня Спас-на-Крови входит в комплекс «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».

Вид на Итальянский мост и Спас-на-Крови

Итальянский мост в проекте «Мосты Петербурга»