+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

30 ноября 2017 года завершилась навигация в Санкт-Петербурге. Разводки мостов по графику на Неве и Малой Неве не будут проводиться с 30 ноября по 10 апреля, а на рукавах Невы – с 15 ноября по 20 апреля. Информацию о разводке мостов за пределами навигационного периода вы найдете на нашем сайте и в мобильном приложении «Мосты Петербурга». Новый сезон навигации откроется 10 апреля 2018 года.

 

Все понятно!

Юбилей Храповицкого моста


Храповицкий мост, перекинутый через реку Мойку в створе улицы Писарева и набережных Адмиралтейского и Ново-Адмиралтейского канала, отмечает 50-летний юбилей. В 1967 году здесь, взамен деревянного моста, была построена современная переправа.

История

История моста восходит к петровским временам: в первой четверти XVIII века в этом месте был сооружен деревянный многопролетный балочный мост с подъемным разводным пролетом для пропуска мачтовых судов.

Первый деревянный многопролетный балочный Храповицкий мост с разводными пролетами. К.Ф. Кнаппе. 1798 г. (по книге Георгия Зуева «Течет река Мойка... От Фонтанки до Невского проспекта», источник: http://fictionbook.ru/)

В 1737–1738 годах мост стал называться Желтым. В 1753 году он был переименован в Галерный или Корабельный — по расположенной рядом Галерной верфи.

Галерный мост и Галерная верфь на карте 1753 года, источник: http://www.retromap.ru/

На плане Петербурга 1798 года переправа обозначена как Синявин мост в честь Наума Акимовича Сенявина. Вице-адмирал Сенявин (по другим документам XVIII века — Синявин) был сподвижником Петра I и командовал российским галерным флотом в годы Северной войны.

На рубеже XVIII–XIX веков мост получил свое современное название — Храповицкий в честь полковника Василия Ивановича Храповицкого, секретаря Екатерины II, автора известных «Памятных записок» о российской истории последней четверти XVIII столетия. Его имение находилось неподалеку от переправы.

Реконструкции и ремонты

Храповицкий мост неоднократно перестраивали и ремонтировали в дереве. В том числе — после наводнения 7 ноября 1824 года, когда уровень воды поднимался на 4,21 метр выше ординара, и переправа была серьезно повреждена стихией.

Последняя значимая реконструкция была произведена в 1935 году — разводной пролет заменили постоянным балочным сооружением.

В 1965–1967 годах на месте старого Храповицкого моста была построена железобетонная переправа по проекту института «Ленгипроинжпроект», авторы — инженер Е.А. Болтунова и архитектор Л.А. Носков.

Характеристики моста

Храповицкий мост соединяет 2-й Адмиралтейский и Коломенский острова в Адмиралтейском районе. Это однопролетное железобетонное сооружение рамно-консольной системы, его длина — 45,4 метра, ширина — 20,5 метров.

Пролетное строение выполнено из преднапряженного железобетона и имеет криволинейное очертание нижнего пояса. Железобетонная плита проезжей части включена в работу главных балок. Устои моста – массивные железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом.

На мосту установлена литая чугунная решетка без тумб, современного рисунка. По концам перильного ограждения — гранитные тумбы. Проезжая часть отделена от тротуара гранитным поребриком.

Информация для туристов

Храповицкий мост упоминается в статье русского писателя А.С. Грибоедова «Частные случаи петербургского наводнения» (ноябрь 1824 года): «…Я поворотил вдоль Пряжки. Набережные, железные перилы и гранитные пиластры лежали лоском. Храповицкий — отторгнут от мостовых укреплений, неспособный к проезду. Я перешел через него, и возле дома графини Бобринской, середи улицы очутился мост с Галерного канала; на Большой Галерной раздутые трупы коров и лошадей. Я воротился опять к Храповицкому мосту и вдоль Пряжки и ее изрытой набережной дошел до другого моста, который накануне отправило вдоль по Офицерской».

Дом (дворец) графини Бобринской расположен рядом с мостом, на участке, выходящем на Галерную улицу и набережные Адмиралтейского и Ново-Адмиралтейского каналов. Здание было построено в 1792–1796 годах по проекту архитектора Луиджи Руска. Екатерина II подарила дворец своему последнему фавориту Платону Зубову. При царствовании Павла I Платон Зубов оказался в опале, и имение перешло к графу А.Г. Бобринскому, внебрачному сыну Екатерины II и графа Григория Орлова. Потомки Бобринских владели дворцом вплоть до революции 1917 года.

Выше по течению от Храповицкого моста находится остров Новая Голландия. Здесь расположен уникальный архитектурный комплекс в стиле раннего классицизма, созданный в XVIII веке для нужд Адмиралтейства. До 12 декабря 2004 комплекс занимали службы Балтийского флота, затем все эти объекты были переданы городу. В 2010 году стартовал проект реконструкции Новой Голландии — к 2025 году здесь планируется создать креативное пространство, самое масштабное в Санкт-Петербурге.

Первый этап проекта завершился летом 2016 года — на территории Новой Голландии открылся городской парк, где сегодня проводятся различные культурные мероприятия и реализуются арт-проекты.

Вид на Храповицкий мост, дворец Бобринских (слева) и Новую Голландию

Храповицкий мост в проекте «Мосты Петербурга»