+7 (812) 577-78-43
Храповицкий мост
Категория: Автомобильные мосты
Общая длина: 45,4 м
Водная преграда: р. Мойка
Архитекторы: Л.А. Носков
Год открытия: 1738 (деревянный), 1967 (железобетонный)
Инженеры: Е.А. Болтунова
Ширина моста: 20,5 м
Храповицкий мост на карте
Характеристики моста
Храповицкий мост соединяет 2-й Адмиралтейский и Коломенский острова в Адмиралтейском районе. Это однопролетное железобетонное сооружение рамно-консольной системы, его длина — 45,4 метра, ширина — 20,5 метров.
Пролетное строение выполнено из преднапряженного железобетона и имеет криволинейное очертание нижнего пояса. Железобетонная плита проезжей части включена в работу главных балок. Устои моста – массивные железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом.
На мосту установлена литая чугунная решетка без тумб, современного рисунка. По концам перильного ограждения — гранитные тумбы. Проезжая часть отделена от тротуара гранитным поребриком.
История моста
С 1737 года здесь существовал многопролетный деревянный мост балочной системы с разводным пролетом посередине для пропуска судов, следующих в Новую Голландию – на Галерную верфь, где строились малые суда – галеры. Остров, на котором расположена Новая Голландия, назывался Галерным, отсюда и происходило старое название моста. В 1740 году Галерная верфь была переведена на Васильевский остров.
В 1737–1738 годах мост стал называться Желтым. В 1753 году он был переименован в Галерный или Корабельный — по расположенной рядом Галерной верфи.
На плане Петербурга 1798 года переправа обозначена как Синявин мост в честь Наума Акимовича Сенявина. Вице-адмирал Сенявин (по другим документам XVIII века — Синявин) был сподвижником Петра I и командовал российским галерным флотом в годы Северной войны.
С 1770 года мост стал именоваться по фамилии владельца особняка, расположенного вблизи моста. А.В. Храповицкий был секретарем Екатерины II и автором «Памятных записок», содержащих обширный материал по истории России последней четверти XVIII столетия.
Деревянный мост неоднократно ремонтировался в дереве, а в 1935 году при очередном ремонте разводной пролет был ликвидирован.
В 1965-1967 годах по проекту архитектора Л.А. Носкова мост был перестроен в однопролетный железобетонный рамно-консольной системы.
Дополнительная информация
Храповицкий мост упоминается в тексте А. С. Грибоедова «Частные случаи петербургского наводнения»: «На другой день поутру я пошел осматривать следствия стихийного разрушения. Кашин и Поцелуев мосты были сдвинуты с места. Я поворотил вдоль Пряжки. Набережные, железные перилы и гранитные пиластры лежали лоском. Храповицкий – отторгнут от мостовых укреплений, неспособный к проезду. Я перешел через него, и возле дома графини Бобринской, середи улицы очутился мост с Галерного канала; на Большой Галерной раздутые трупы коров и лошадей. Я воротился опять к Храповицкому мосту и вдоль Пряжки и её изрытой набережной дошел до другого моста, который накануне отправило вдоль по Офицерской» (посвящено петербургскому наводнению 7 ноября 1824 года, одному из самых бедственных – уровень воды в Неве тогда поднялся более, чем на три метра).