+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь с 18.07.2018 на 19.07.2018  мосты по Неве и Большой Неве разводятся по графику.

 

Все понятно!

Юбилей Харламова моста


Юбилейную дату отмечает Харламов мост, перекинутый через канал Грибоедова в створе проспекта Римского-Корсакова. 265 лет назад здесь появилась первая деревянная переправа.

История

В 1720-е годы, во времена правления Екатерины I, была проложена дорога от новой столицы к летнему дворцу императрицы – Екатерингофу. В 1739 году дорога получила название Екатерингофская улица, ныне проспект Римского-Корсакова.

Екатерининский канал, названный именем царицы Екатерины II, был проложен во второй половине XVIII века по руслу речки Глухой (другое название — Кривуша), которая вытекала из болот южнее истока реки  Мойки и впадала в реку Фонтанку.

В 1753 году, при царствовании Елизаветы I, через Глухую речку по оси Екатерингофской улицы был перекинут деревянный мост свайной конструкции.

План Столичного города С.Петербурга 1753 года

Переправа получила свое название по расположенному поблизости дому статского советника Е.С. Харламова. В 1927 году, в канун 10-й годовщины образования Коммунистического союза молодежи (Комсомола), мост переименовали в Комсомольский. В 1991 году ему вернули историческое наименование — Харламов.

Реконструкции и ремонты

В 1764-1783 годах по проекту инженера И.М. Голенищева-Кутузова русло Глухой речки (Кривуши) расчистили и углубили, набережные выложили камнем. Водоток получил название Екатерининский канал.

Тогда же, в 1780 году, перестроили и Харламов мост. Теперь это стал деревянный однопролетный мост подкосной системы на каменных опорах, облицованных гранитом.

Современный Харламов мост был построен в 1934 году по проекту инженеров М.И. Жданова и А.Д. Саперштейн при консультации профессора Г.П. Передерия. Старую деревянную переправу разобрали и на ее месте соорудили железобетонный однопролетный мост арочной конструкции. За образец был взят проект соседнего Ново-Никольского моста.

Проект фасада моста, чертеж из архива  СПб ГБУ «Мостотрест»

В 1978 году гранитный бордюр, отделяющий тротуар от проезжей части, заменили повышенным железобетонным поребриком.

В 2005 году на железобетонном ограждении установлена металлическая обшивка с заполнением бетоном. Высота ограждения 75 см.

Характеристики моста

Харламов мост соединяет Казанский и Спасский острова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Это однопролетная железобетонная арочная конструкция длиной 16,9 метров и шириной 22,5 метров. Пролетное строение — сплошной железобетонный свод. Устои моста массивные бетонные на свайном основании, облицованы гранитом.

Мост косой  в плане — угол между продольными осями моста и канала Грибоедова составляет 108 градусов.

Перильное ограждение — металлическое простого рисунка, напоминает упрощенный узор решетки канала Грибоедова. На открылках моста установлен  гранитный парапет.

Информация для туристов

Говоря о достопримечательностях, расположенных вблизи Харламова моста, стоит назвать дом Ивана Вальха на набережной канала Грибоедова, 104/25. Этот обычный с виду доходный дом, построенный в 1800 году, занимает заметное место в истории русской литературы.

С ноября 1816 по август 1818 года в доме жил А.С. Грибоедов. По свидетельству современников, в «угольном доме Валька», как называл его в письмах сам драматург, был составлен план комедии «Горе от ума» и созданы ее первые сцены.

Кроме того, именно здесь, по мнению исследователей творчества Ф.М. Достоевского, жила ростовщица Алена Ивановна, убитая Раскольниковым в романе «Преступление и наказание». Во многих путеводителях дом Вальха значится как «дом старухи процентщицы».

Вид на Харламов мост и дом Вальха во времена Достоевского (Ф. Ф. Баганц. Екатерининский канал. Акварель. Начало 1860-х годов)

Современный вид

Харламов мост в проекте «Мосты Петербурга»