+7 (812) 577-78-43
Юбилей Гутуевского мота
45-летний юбилей отмечает Гутуевский мост, перекинутый через реку Екатерингофку по оси набережной Обводного канала. В 1979 году здесь была построена современная переправа.
История
Первый мост, соединивший левый берег Новообводного канала (ныне Обводный канал) с Гутуевским островом, был наведен в 1820-х годах. Это был наплавной (плашкоутный) деревянный мост.
В середине 1830-х годов наплавную переправу сменил постоянный разводной мост, построенный по проекту инженеров путей сообщения А.Д. Гетмана и А.И. Мальте. Это был семипролетный деревянный мост ригельно-подкосной системы с двукрылым разводным пролетом и русловыми опорами в виде чугунных колонн. Разводка производилась с помощью ручных лебедок.
Мост назвали Сельдяным по Сельдяному буяну, расположенному на Гутуевском острове. Здесь в XIX веке находились речная пристань и склады, где разгружались и хранились бочки с сельдью и другой рыбой.
Современное название моста — Гутуевский — известно с середины XIX века. Мост назвали по Гутуевскому острову, который, в свою очередь, получил свое имя в конце XVIII века. Оно происходит от фамилии владельца острова, олонецкого купца финского происхождения Конона Ларионовича Гуттуева (Хуттоева). Параллельно существовали названия Гуттуевский остров, Приморский Гуттуев остров и Кукуевский остров.
Реконструкции и ремонты
В 1908–1908 годах Гутуевский мост отремонтировали и укрепили для прокладки по нему трамвайной линии.
В 1949 году мост перестроили по проекту инженера «Ленмосттреста» (ныне СПб ГБУ «Мостотрест») В.В. Блажевича. Он стал в девятипролетным с разводным пролетом посередине. Деревянные балки пролетного строения заменили металлическими, опоры разводного пролета укрепили металлическими рамами. Разводка производилась с помощью электропривода.
В середине 1970-х годов Гутуевский мост был признан аварийным и принято решение о его реконструкции. Проект новой переправы разработали специалисты института «Ленгипротрансмост»: инженеры А.С. Евдонин и И.П. Ладышкин, архитектор Ю.И. Синица. Строительные работы начались в 1977 году, а в 1979 году новый железобетонный Гутуевский мост был открыт для движения.
В 2003 году с Гутуевского моста сняли трамвайные пути.
Характеристики моста
Гутуевский мост перекинут через реку Екатерингофку в створе левобережной набережной Обводного канала и соединяет Гутуевский остров с материковой частью Санкт-Петербурга. Длина моста – 95,7 метров, ширина – 28,2 метров.
Гутуевский мост — железобетонный трехпролетный, не разводной. Пролетное строение представляет собой неразрезную балочную систему с криволинейным очертанием нижнего пояса. В поперечном сечении конструкция выполнена из 14 балок, объединенных на опорах железобетонными ригелями.
Устои — массивные железобетонные, облицованы гранитом, опоры — железобетонные столбчатые на высоком свайном ростверке, также облицованы гранитом.
Перила моста выполнены в виде сварных металлических решеток простого рисунка, на устоях — гранитный парапет.
Информация для туристов
На Гутуевском острове возле одноименного моста расположен краснокирпичный храм в псевдорусском стиле. Это действующая православная Богоявленская церковь, построенная в 1899 году по проекту архитектора В.А. Косякова.
Храм возведен в память о чудесном спасении цесаревича Николая Александровича (будущий царь Николай II) после покушения, случившегося 29 апреля 1891 года во время проезда цесаревича через город Оцу в Японии. Наследник престола был ранен в голову саблей японского фанатика.
В мае 1935 года церковь была закрыта; ее архитектурный декор и внутреннее убранство — утрачены. Храм возвращен верующим в 1991 году, затем восстановлен. В настоящее время проводятся реставрационные работы внутри церкви.