+7 (812) 577-78-43
Юбилей Эрмитажного моста
Эрмитажный мост, перекинутый через Зимнюю канавку по линии Дворцовой набережной, отмечает свой 255-летний юбилей. В 1766 году здесь был сооружен первый каменный мост в Санкт-Петербурге.
История
История Эрмитажного моста неразрывно связана с историей Дворцовой набережной и Зимней канавки. В 1718–1719 годы реку Неву с рекой Мойкой (в то время — речка Мья) соединил новый канал. Он был назван Зимнедомским или Зимнедворцовым по зданию старого Зимнего дворца Петра I, который стоял на месте нынешнего Эрмитажного театра.
В 1720 году через канал перекинули деревянный разводной мост, построенный по проекту голландского мастера Хармана ван Болеса. Мост был трехпролетным балочным на свайных опорах. Средний разводной пролет — двукрылый, раскрывался вокруг горизонтальных осей при помощи рычагов-«журавлей» и зубчатых колёс.
20 апреля 1738 года мост получил название Верхний Набережный по набережной канала, которая тем же указом была наименована Верхней Набережной улицей. Однако это название почти не употреблялось, и мост, как и канал, по-прежнему называли Зимнедворцовым. Переправа была узкой, рассчитанной на проезд одной телеги или коляски.
Проектирование и строительство широкого каменного моста у истока Зимней канавки велось в 1762–1766 годы в рамках создания гранитной Дворцовой набережной. Зимнедворцовый мост стал первым каменным мостом в Петербурге. Имена строителей переправы до нас не дошли, однако известно, что проектированием Дворцовой набережной занимался архитектор С.А. Волков.
Переправа имела однопролётное арочное строение в виде «горбатого» свода из кирпича и известняка с прокладными рядами, гранитными фасадными арками и гранитным ограждением. Мост гармонично сочетается с массивной стенкой Дворцовой набережной, составляя с ней единое архитектурное целое.
На рубеже XVIII и XIX веков Зимнедворцовый мост иногда называли просто Дворцовым, а в 1829 году за ним закрепилось современное название – Эрмитажный, по расположенным рядом зданиям Эрмитажа и Эрмитажного театра.
Реконструкции и ремонты
В 1933 году было проведено обследование Эрмитажного моста. Выявлено повреждение кирпичной кладки, размыв основания устоев, расхождение швов между камнями. Переправу закрыли и 1934 году реконструировали по проекту специалистов «Ленмосттреста» (ныне СПб ГБУ «Мостотрест») — инженера А.Д. Саперштейн и архитектора К.М. Дмитриева.
Каменный свод разобрали и заменили железобетонным, с увеличением ширины на 1,4 м в сторону Невы. После ремонта высота пролетного строения уменьшилась на 0,5 м, и мост стал менее «горбатым». Булыжное покрытие на проезжей части заменили брусчаткой. При новой надежной конструкции мост внешне сохранил свой архитектурный облик.
В 1979 году на Эрмитажном мосту отремонтировали гранитные плиты тротуаров, очистили пескоструем гранитную облицовку фасадов и устоев. В те же годы заасфальтировали проезжую часть Дворцовой набережной.
Характеристики моста
Эрмитажный мост расположен по оси Дворцовой набережной у истока Зимней Канавки. Он соединяет 1-й и 2-й Адмиралтейские острова. Длина переправы — 12,2 метра, длина по задним граням устоев – 24,8 метра, ширина — 28,1 метров, ширина по карнизам – 16,5 метров.
Переправа представляет собой однопролетную арочную конструкцию со сплошным железобетонным сводом в виде бесшарнирной арки, очерченной по эллипсу. Толщина свода в замке — 25 см, в пяте – 65 см, размеры свода в свету — 9,73 м. Устои моста – из бутовой кладки на свайном основании, облицованы гранитом. Перильные ограждения выполнены в виде сплошных гранитных парапетов.
Тротуары выложены гранитными плитами, открылки моста имеют гранитные лестничные спуски для перехода на уровень набережных.
Информация для туристов
Переправа получила мировую известность после выхода в 1887 году оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама». Авторы ввели в либретто эпизод, которого не было в пушкинской повести: в третьем действии героиня оперы Лиза бросается в воду Зимней канавки с Эрмитажного моста. В петербургском фольклоре за мостом закрепилось неформальное название «Мостик Лизы».
Сегодня Эрмитажный мост принадлежит к числу любимых мест у туристов, фотографов и художников. Вид на него со стороны Миллионной улицы — один из узнаваемых символов Северной Столицы.