+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь с 23.10.2018 на 24.10.2018 мосты по Неве,  Большой и Малой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Юбилей Эрмитажного моста


Эрмитажный мост, перекинутый через Зимнюю канавку по линии Дворцовой набережной, отмечает свой 252-й день рождения. В 1766 году здесь был сооружен первый каменный мост в Санкт-Петербурге.

История

История Эрмитажного моста неразрывно связана с историей Дворцовой набережной и Зимней канавки. В 1718–1719 годы реку Неву с рекой Мойкой (в то время — речка Мья) соединил новый канал. Он был назван Зимнедомским или Зимнедворцовым по зданию старого Зимнего дворца Петра I, который стоял на месте нынешнего Эрмитажного театра.

В 1720 году через канал перекинули деревянный разводной мост, построенный по проекту голландского мастера Хармана ван Болеса. Мост был трехпролетным балочным на свайных опорах. Средний разводной пролет — двукрылый, раскрывался вокруг горизонтальных осей при помощи рычагов-«журавлей» и зубчатых колёс.

Первый деревянный мост через Зимнюю канавку, гравюра по рисунку М.И. Махаева. 1753 год

20 апреля 1738 года мост получил название Верхний Набережный по набережной канала, которая тем же указом была наименована Верхней Набережной улицей. Однако это название почти не употреблялось, и мост, как и канал,  по-прежнему называли Зимнедворцовым. Переправа была узкой, рассчитанной на проезд одной телеги или коляски.

Проектирование и строительство широкого каменного моста у истока Зимней канавки велось в 1762–1766 годы в рамках создания гранитной Дворцовой набережной. Зимнедворцовый мост стал первым каменным мостом в Петербурге. Имена строителей переправы до нас не дошли, однако известно, что проектированием Дворцовой набережной занимался архитектор С.А. Волков.

Эскизный чертеж моста через Зимнюю канавку, XVIII век

Переправа имела однопролётное арочное строение в виде «горбатого» свода из кирпича и известняка с прокладными рядами, гранитными фасадными арками и гранитным ограждением. Мост гармонично сочетается с массивной стенкой Дворцовой набережной, составляя с ней единое архитектурное целое.

На рубеже XVIII и XIX веков Зимнедворцовый мост иногда называли просто Дворцовым, а в 1829 году за ним закрепилось современное название – Эрмитажный, по расположенным рядом зданиям Эрмитажа и Эрмитажного театра.

Вид на Эрмитажный мост. «Зимняя канавка», акварель И. Урениуса, 1815 год

Вид на Эрмитажный мост, литография неизвестного автора 1820-х годов

Эрмитажный мост в начале XX века

Реконструкции и ремонты

В 1933 году было проведено обследование Эрмитажного моста. Выявлено повреждение кирпичной кладки, размыв основания устоев, расхождение швов между камнями. Переправу закрыли и 1934 году реконструировали по проекту специалистов «Ленмосттреста» (ныне СПб ГБУ «Мостотрест») — инженера А.Д. Саперштейн и архитектора К.М. Дмитриева.

Каменный свод разобрали и заменили железобетонным, с увеличением ширины на 1,4 м в сторону Невы. После ремонта высота пролетного строения уменьшилась на 0,5 м, и мост стал менее «горбатым». Булыжное покрытие на проезжей части заменили брусчаткой. При новой надежной конструкции мост внешне сохранил свой архитектурный облик.

Эрмитажный мост в 1950-х годах

Эрмитажный мост в 1950-х годах

В 1979 году на Эрмитажном  мосту отремонтировали гранитные плиты тротуаров, очистили пескоструем гранитную облицовку фасадов и устоев. В те же годы заасфальтировали проезжую часть Дворцовой набережной.

Характеристики моста

Эрмитажный мост расположен по оси Дворцовой набережной у истока Зимней Канавки. Он соединяет 1-й и 2-й Адмиралтейские острова. Длина переправы — 12,2 метра, длина по задним граням устоев – 24,8 метра, ширина — 28,1 метров, ширина по карнизам – 16,5 метров.

Переправа представляет собой однопролетную арочную конструкцию со сплошным железобетонным сводом в виде бесшарнирной арки, очерченной по эллипсу. Толщина свода в замке — 25 см, в пяте –  65 см, размеры свода в свету — 9,73 м. Устои моста – из бутовой кладки на свайном основании, облицованы гранитом. Перильные ограждения выполнены в виде сплошных гранитных парапетов.

Тротуары выложены гранитными плитами, открылки моста имеют гранитные лестничные спуски для перехода на уровень набережных.

Информация для туристов

Переправа получила мировую известность после выхода в 1887 году оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама». Авторы ввели в либретто эпизод, которого не было в пушкинской повести: в третьем действии героиня оперы Лиза бросается в воду Зимней канавки с Эрмитажного моста. В петербургском фольклоре за мостом закрепилось неформальное название «Мостик Лизы».

Сегодня Эрмитажный мост  принадлежит к числу любимых мест у туристов, фотографов и художников. Вид на него со стороны Миллионной улицы — один из узнаваемых символов Северной Столицы.

Эрмитажный мост в проекте «Мосты Петербурга»