+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 04.12.2024 в целях технического обслуживания разводятся мосты:Троицкий с 01:20 до 04:50; Тучков с 02:00 до 04:55; Большеохтинский с 02:00 до 05:00; А. Невского с 02:20 до 05:10.

 

Все понятно!

Юбилей Екатерингофского моста


В июне 2024 года отмечает 110-летний юбилей Екатерингофский мост, перекинутый через реку Екатерингофку по оси Рижского проспекта. Переправа была построена в 1914 году и сохранила свой архитектурный облик до наших дней.

История

Идея строительства моста через реку Екатерингофку для сообщения с Гутуевским островом обсуждалась еще в 1904 году. С инициативой наведения переправы в этом месте выступили Министерство торговли и промышленности и Петербургский торговый порт.

В том же году американская фирма «Шрецер и К° (The Sherzer Rolling Lift Bridge) разработала проект однопролетного металлического разводного моста с двукрылым разводным пролетом откатно-раскрывающейся системы с жестко закрепленными противовесами.

Это был первый и единственный в Петербурге однопролетный разводной мост. Разводные механизмы располагались в хвостовой части главных ферм. На левом берегу реки Екатерингофки с верховой стороны был сооружен павильон управления разводным пролетом. Разводка производилась с помощью электромеханического привода.

Чертежи Екатерингофского моста

Чертежи Екатерингофского моста

Городская управа утвердила проект моста лишь в 1909 году, причем, с некоторыми доработками. Строительство началось 1 сентября 1910 года и производилось силами Общества Путиловских заводов под руководством инженеров А.П. Пшеницкого и Д.Я. Акимова-Перетца.

К июню 1914 года мост был построен и испытан на статические и динамические нагрузки. По результатам испытаний было предложено открыть движение по мосту, несмотря на некоторые недоделки. Переправа была введена в строй. Однако официальная приемка моста комиссией состоялась только через три года — 18 марта 1917 года.

Пробная разводка Екатерингофского моста в 1914 году. Ателье Карла Буллы. Источник: Центральный Государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

Проектное название моста было — Рижский, по Рижскому проспекту. После открытия переправы был предложено название Галицкий мост, в честь побед русской армии в I Мировой войне Галиции, однако оно не прижилось, и 1920 году мост получил официальное название Екатерингофский — по реке Екатерингофке.

Реконструкции и ремонты

В 1923 году по Екатерингофскому мосту проложили трамвайные рельсы. Трамвайное движение просуществовало до 2001 года, после чего пути с Рижского проспекта сняли.

В 1941 году у низовой стороны правобережного устоя моста, со стороны Гутуевского  острова, взорвалась немецкая авиабомба, повредившая переправу. Взрыв привел к смещению устоя и перекосу крыла, так что пролетное строение, решенное в виде трехпролетной балки с шарниром в середине, превратилось, по существу, в трехшарнирную арку.  При этом разводной механизм правобережного крыла продолжал функционировать без ремонта.

В январе 1947 года комиссия «Ленмосттреста» (ныне СПб ГБУ «Мостотрест») признала состояние Екатерингофского  моста аварийным. В 1950 году специалисты проектного подразделения «Ленмосттреста» разработали проект реконструкции переправы, однако он не был реализован. Чтобы поддержать мост в «эксплуатационной форме», его приходилось часто ремонтировать.

В 1987–1989 годах произведена реконструкция моста по проекту инженера института «Ленгипроинжпроект» Б.Н. Брудно. В результате ремонта пролетного строения, устоев и дорожного покрытия мост перестал быть разводным: трехшарнирная арка перестроена в неразрезную балку.

Характеристики моста

Екатерингофский мост перекинут через реку Екатерингофку в створе Рижского проспекта и Гапсальской улицы. Он соединяет Безымянный и Гутуевский острова.

Мост косой в плане, его ось его пересекает русло реки под углом 74°. Он представляет собой однопролетное металлическое сооружение длиной 66,8 метров и шириной 21,95 метров. Устои бутовой кладки, облицованы гранитом. Проезжая часть на пролетном строении — ортотропная плита с полимерным  асфальтобетонным покрытием, на устоях — железобетонная плита. Тротуары вынесены на консоли и отделены от проезжей части металлическим ограждением.

Перила — металлические сварные оригинального рисунка в стиле модерн.

Мост принадлежит к числу объектов культурного наследия России регионального значения.

Информация для туристов

Екатерингофский мост расположен в промышленном, не туристическом районе Санкт-Петербурга. Однако интерес для туристов может представлять сохранившийся павильон управления разводным пролетом моста — одноэтажное здание в стиле псевдоготики. На павильоне размещены три памятных доски, где перечислены имена всех участников проекта строительства переправы.

Екатерингофский мост в проекте «Мосты Петербурга»