+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 20.04.2024 мосты по Неве и Большой Неве, а так же Сампсониевский и Гренадерский по Большой Невке разводятся по графику.

Все понятно!

Ширина моста: 21,95 м

Водная преграда: р. Екатерингофка

Общая длина: 66,8 м

Год открытия: 1914

Инженеры: А.П. Пшеницкий, Д.Я. Акимов-Перетц

Екатерингофский мост на карте

Характеристики моста

Екатерингофский мост перекинут через реку Екатерингофку в створе Рижского проспекта и Гапсальской улицы. Он соединяет Безымянный и Гутуевский острова.

Мост косой в плане, его ось его пересекает русло реки под углом 74°. Он представляет собой однопролетное металлическое сооружение длиной 66,8 метров и шириной 21,95 метров. Устои бутовой кладки, облицованы гранитом. Проезжая часть на пролетном строении — ортотропная плита с полимерным  асфальтобетонным покрытием, на устоях — железобетонная плита. Тротуары вынесены на консоли и отделены от проезжей части металлическим ограждением.

Перила — металлические сварные оригинального рисунка в стиле модерн.

История моста

Идея строительства моста через реку Екатерингофку для сообщения с Гутуевским островом обсуждалась еще в 1904 году. С инициативой наведения переправы в этом месте выступили Министерство торговли и промышленности и Петербургский торговый порт. В том же году американская фирма «Шрецер и К° (The Sherzer Rolling Lift Bridge) разработала проект однопролетного металлического разводного моста с двукрылым разводным пролетом откатно-раскрывающейся системы с жестко закрепленными противовесами.

Это был первый и единственный в Петербурге однопролетный разводной мост. Разводные механизмы располагались в хвостовой части главных ферм. На левом берегу реки Екатерингофки с верховой стороны был сооружен павильон управления разводным пролетом. Разводка производилась с помощью электромеханического привода.

Строительство началось 1 сентября 1910 года и производилось силами Общества Путиловских заводов под руководством инженеров А.П. Пшеницкого и Д.Я. Акимова-Перетца.

К июню 1914 года мост был построен и испытан на статические и динамические нагрузки. По результатам испытаний было предложено открыть движение по мосту, несмотря на некоторые недоделки. Переправа была введена в строй. Однако официальная приемка моста комиссией состоялась только через три года — 18 марта 1917 года.

В 1923 году по Екатерингофскому мосту проложили трамвайные рельсы. Трамвайное движение просуществовало до 2001 года, после чего пути с Рижского проспекта сняли.

Проектное название моста было — Рижский, по Рижскому проспекту. После открытия переправы был предложено название Галицкий мост, в честь побед русской армии в I Мировой войне Галиции, однако оно не прижилось, и 1920 году мост получил официальное название Екатерингофский — по реке Екатерингофке.

На протяжении 36 лет мост нормально эксплуатировался и, возможно, прослужил бы без ремонта еще долгие годы, но в 1941 году в результате взрыва авиабомбы был поврежден низовой правобережный устой. В результате произошли смещения и разворот (в плане) устоя, вследствие чего крыло, обращенное к Гутуевскому острову, перекосилось. Это привело к изменению системы моста. Пролетное строение в виде трехпролетной балки с шарниром посередине превратилось в трехшарнирную арку. При этом разводной механизм правобережного крыла продолжал функционировать без ремонта.

В январе 1947 года комиссия «Ленмосттреста» (ныне СПб ГБУ «Мостотрест») признала состояние Екатерингофского  моста аварийным. В 1950 году специалисты проектного подразделения «Ленмосттреста» разработали проект реконструкции переправы, однако он не был реализован. Чтобы поддержать мост в «эксплуатационной форме», его приходилось часто ремонтировать.

В 1987–1989 годах произведена реконструкция моста по проекту инженера института «Ленгипроинжпроект» Б.Н. Брудно. В результате ремонта пролетного строения, устоев и дорожного покрытия мост перестал быть разводным: шарнирная трехпролетная система за счет облегчения веса проезжей части и дорожного покрытия превращена в трехпролетную неразрезную балку. Деревянная конструкция проезжей части и тротуаров заменена на металлическую ортотропную плиту.

Дополнительная информация

У моста сохранился исторический павильон управления разводным пролетом — одноэтажное здание в стиле псевдоготики. На павильоне размещены три памятных доски, где перечислены имена всех участников проекта строительства переправы.

Свое название река и мост получили от наименования парка со зверинцем и дворца, построенных в 1711 году на островке, отделенном речками Черной и Таракановкой. Это был подарок Петра I своей жене Екатерине. Парк и дворец были названы «Екатерингоф» (Двор Екатерины).