+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

 В ночь с 17.08.2018 на 18.08.2018 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

 

 

Все понятно!

Юбилей Большого Крестовского моста


168 лет назад, в 1850 году, был открыт первый постоянный мост между Петроградским и Крестовским островами в Петербурге — Большой Крестовский мост через реку Малую Невку.

История

В первой половине XIX века в этом месте находился лодочный перевоз.

Крестовский перевоз на плане Петербурга 1828 года

Первый мост здесь построили в 1850 году. Сведения о его конструкции до нас не дошли, известно лишь, что он был деревянный.  Свое название мост получил по Крестовскому острову.

Большой Крестовский мост на плане Петербурга 1880 года

Переправу, какой она была в начале XX века, описал в своих воспоминаниях финский художник и писатель Тито Коллиандер (1904–1989), который в 1914–1918 годах жил в доме на углу Песочной набережной и Большой Зелениной улицы.

«Мост был деревянный, разводной, очень горбатый, – правда, разведенным я его видел один раз. У моста была караульня, и около нее почти всегда суетился полицейский в черном мундире, у которого была большая деревянная кобура для пистолета и свисающие красные ленты подтяжек. Но особое оживление мосту придавала конка, которая через регулярные промежутки времени, сильно дребезжа, проезжала на Крестовский остров и обратно. Две лошади ленивой трусцой тащили маленький вагон с сиденьями внутри и на крыше. У моста впрягали третью лошадь, кучер изо всех сил звонил в колокол, грозно кричал, бич свистел в воздухе, хлестал лошадей, и вагон взлетал на вершину моста. Там он на минутку останавливался и, смешно качнувшись, катился, притормаживая, вниз».

(Цит. по журналу «Квартальный надзиратель» № 75, март 2009 г.)

К концу 1920-х годов переправа представляла собой деревянную 11-пролётную конструкцию длиной 126,4 метров и шириной  17,9 метров. Разводной пролёт располагался посередине, разводка производилась вручную. Конную железную дорогу сменил трамвай.

Крестовский мост в 1929 году

С 1946 года мост уже не разводили из-за ветхого состояния разводного пролета. Мост требовал капитального ремонта и перестал справляться с возросшими транспортными потоками из центра Ленинграда на Крестовский, Елагин и Каменный острова,  где располагалось множество парков, домов отдыха, стадионов и гребных баз.

Команда гребной секции стадиона «Большевик» на учебной четверке по академической гребле. Ленинграда, июнь 1947. На заднем плане — Большой Крестовский мост

Реконструкции и ремонты

К концу 1940-х годов необходимость в новой современной переправе встала особенно остро: в западной части Крестовского острова подходило к завершению строительство стадиона им. С.М. Кирова, на тот момент — одного из крупнейших стадионов в мире. Он открылся 30 июля 1950 года.

В 1949–1951 годах по проекту института «Ленгипроинжпроект» на месте деревянного Большого Крестовского моста соорудили новую переправу. Это был первый крупный мост, построенный в Ленинграде после войны. Авторы проекта — инженер П.В. Андреевский и архитектор Л.А. Носков.

Авторы и руководители проекта

Мост закрыли для движения в 1949 году, на время его ремонта трамвайное и пешеходное сообщение с Крестовским островом взял на себя только что построенный соседний Лазаревский мост.

Ход строительства Большого Крестовского моста

Ход строительства Большого Крестовского моста

Ход строительства Большого Крестовского моста

Ход строительства Большого Крестовского моста

Ход строительства Большого Крестовского моста

В 1951 году Петроградский и Крестовский острова связал новый металлический пятипролетный мост на железобетонных опорах с двукрылым разводным пролетом посередине.

Большой Крестовский мост после реконструкции

Реконструкция моста была произведена в 1993-1994 годах — деревянный настил разводного пролетного строения заменили металлической ортотропной плитой с полиуретановым покрытием.

В ходе ремонта, проходившего с октября 2005 по июль 2006 года, были отремонтированы металлоконструкции разводного пролета. На следующий год выполнены работы по ремонту гидроизоляции и асфальтобетонного покрытия на постоянных пролётах и полимерного покрытия на проезжей части разводного пролёта. В июле 2007 года прекратилось трамвайное движение по Большому Крестовскому мосту.

Последний трамвай на мосту, 3 июля 2007 года

Характеристики моста

Большой Крестовский мост перекинут через реку Малую Невку в створе Большой Зелениной и Петроградской улиц. Это пятипролетное металлическое сооружение балочно-неразрезной системы длиной 149,4 метров и шириной 25,5 метров. 

Разводное пролетное строение — двукрылое раскрывающейся системы с неподвижной осью вращения. Размер отверстия разводного пролёта в свету – 21 метр. Разводка производится с помощью электромеханического привода.

Устои и опоры моста железобетонные. Разводной пролёт базируется на парных опорах, соединённых декоративными железобетонными арками.

На мосту установлено чугунное перильное ограждение. На устоях и опорах – гранитный парапет. Перила и фонари моста оформлены в псевдоготическом стиле. Решетка в виде перекрещивающихся  стрельчатых арок напоминает решетку набережной Зимней канавки.

Перила Большого Крестовского моста

Фонари Большого Крестовского моста

Информация для туристов

На Крестовском острове всегда традиционно размещались спортивные объекты, особенно водные. Так, на берегу Малой Невки у Большого Крестовского моста еще в 1893 году было построено здание Санкт-Петербургского Гребного общества,  а в конце 1920-х годов здесь обосновались многочисленные гребные базы.

Санкт-Петербургское Гребное общество

Гребная база Союза работников хлопчатобумажной промышленности

Сегодня Большой Крестовский мост входит в число главных переправ на пути из центра города к стадиону «Санкт-Петербург» на Крестовском острове.

Ночная панорама города со стадионом «Санкт-Петербург»

Большой Крестовский мост в проекте «Мосты Петербурга»