+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 21.04.2024 по Неве и Большой Неве разводятся мосты: Дворцовый с 01:10 до 01:40, Троицкий с 01:20 до 01:40. 

 

Все понятно!

Юбилей Большого Ильинского моста


Большой Ильинский мост через реку Охту в Красногвардейском районе, отмечает в 2027 году две юбилейных даты: 115 лет назад здесь был построен первый в Санкт-Петербурге железобетонный мост, а 23 декабря 2002 года после масштабной реконструкции открылась современная переправа.

История моста

История Большого Ильинского моста, перекинутого через реку Охту в историческом районе Ржевка-Пороховые, уходит своими корнями в Петровскую эпоху. Еще в первой четверти XVIII века здесь была построена деревянная переправа. Мост был предназначен для нужд Охтенского порохового завода, основанного указом Петра I в 1715 году.

Точная дата появления первого моста в этом месте не установлена, однако известно, что назвали его Ильинским — по стоявшей на берегу Охты церкви святого Илии Пророка.

В 1742 году мост был перестроен в дереве. В «Историческом описании Охтенского порохового завода», изданном в Санкт-Петербурге в 1891 году, сказано: «…въ 1742 году: перестроили Ильинский мостъ».

Источник: Историческое описание Охтенского порохового завода — СПб, 1891 г. Приложение: Карты, планы и чертежи

В 1912 году на месте деревянной переправы через реку Охту перекинули новый Ильинский мост, построенный товариществом «Железо-бетон» по проекту архитектора Г.А. Гиршсона. Мост был трехпролетный длиной 36,5 м, шириной — 9 м. Все его конструкции были выполнены из железобетона.

Большой Ильинский мост считается первым железобетонным мостом в Санкт-Петербурге и одним из первых в России, хотя первые мосты из железобетона появились в Петербурге раньше. Еще в 1891 году по инициативе профессора Петербургского института инженеров путей сообщения Н.А. Белелюбского на Преображенском плацу у Таврического сада были проведены публичные опыты натурных железобетонных конструкций, среди которых был и арочный мост с пролетом 17 м. В 1908 году на Международной строительной выставке на Каменном острове были представлены два арочных моста системы инженера Майара. Они сохранились до наших дней – это 2-й и 3-й Каменноостровские мосты.

Железобетонный Ильинский мост через реку Охту, в отличие от этих демонстрационных сооружений, имел практическое значение, т.к. обеспечивал проезд транспортных средств Охтинского порохового завода. Поэтому он по праву считается первым железобетонным мостом, построенным на территории Санкт-Петербурга, и охраняется государством в качестве объекта культурного наследия России регионального значения.

Схема Ильинского моста. Источник: Карапетов Э.С., Белый А.А. «История развития мостового хозяйства Санкт-Петербурга: проблемы эксплуатации городских мостовых сооружений». — СПб, 2010 г.

Реконструкции и ремонты

К концу 1940-х годов железобетонные конструкции Ильинского моста обветшали. В 1950 году по проекту инженера «Дормостпроекта» В.В. Демченко был произведен капитальный ремонт моста с сохранением прежней конструкции, частично усилены устои и промежуточные опоры. Булыжное мощение на проезжей части заменено на асфальтобетонное.

В 1964 году, в связи с возросшим движением автотранспорта по шоссе Революции, мост расширили за счет выноса тротуаров на консоли. Ширина переправы составила 11,1 м. На тротуарах уложили деревянный настил.

В 1950-е годы Ильинский мост был переименован и стал называться 3-м Охтинским — пять из существовавших в то время мостов через р. Охту были пронумерованы против течения. 6 ноября 1997 года мост вновь переименовали — в Большой Ильинский, а расположенный рядом мост через реку Луппу был назван Малым Ильинским.

Большой Ильинский мост до реконструкции. Источник: https://pastvu.com/p/125135

К концу 1990-х гг. возникла необходимость в реконструкции переправы из-за износа конструкций и недостаточной пропускной способности моста в развивающемся районе Ржевка-Пороховые.

Проект реконструкции выполнили специалисты ЗАО «Институт «Стройпроект» инженеры А. А. Станевич и И. Д. Стенин. Из-за особого статуса переправы согласование проекта заняло несколько лет, в том числе проект утверждали на Научным совете Санкт-Петербурга по вопросам охраны культурного наследия.

В итоге было принято комбинированное решение: капитально отремонтировать действующий мост, по которому будет открыто одно направление движения, а для противоположного направления соорудить рядом новый мост-близнец с металлическим пролетным строением. Два моста образовали единое по схеме сооружение.

Строительные работы выполнило ООО «Ризалит». 10 декабря 2001 года мост был закрыт для движения транспорта. 23 декабря 2002 года состоялось торжественное открытие обновленной переправы.

Характеристики моста

Большой Ильинский мост перекинут через реку Охту в створе шоссе Революции и соединяет Малый и Большой Ильинские сады.

Переправа представляет собой два расположенных параллельно, впритык друг к другу, отдельных моста – железобетонный и металлический, где «шов» между двумя пролетными строениями проходит под разделительной полосой проезжей части.

Длина моста — 37,8 метров, ширина — 18,25 метров. Мост трехпролетный балочно-неразрезной системы. Устои и опоры массивные железобетонные на свайном основании. Четыре промежуточные опоры установлены в два ряда. Тротуары вынесены на консоли и отделены от проезжей части железобетонным парапетом. Покрытие проезжей части и тротуаров — асфальтобетон.

Перильные ограждения моста — металлические решетки между железобетонными тумбами, рисунок перил напоминает ограждения набережной Обводного канала.

Информация для туристов

Рядом с Большим Ильинским мостом расположена старинная церковь, давшая название как переправе, так и примыкающим к ней Ильинским садам, а ранее Ильинской слободой назывался весь исторический район Пороховые.

Церковь Святого пророка Илии на Пороховых, сохранившаяся и действующая, была построена в 1782–1785 гг предположительно по проекту архитектора Н. А. Львова в стиле раннего русского классицизма. Она возведена взамен деревянной Ильинской церкви, которая существовала здесь с Петровских времен. Первая часовня, освящённая во имя Илии Пророка, была построена в 1717 году, через 5 лет ее сменила деревянная церковь, которую в XVIII веке несколько раз перестраивали и расширяли.

Что касается Ильинских садов, то современный вид прогулочной зеленой зоны они приобрели недавно – после реконструкции, выполненной в 2019 году.

Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:1679._Санкт-Петербург._Малый_Ильинский_сад.jpg

Большой Ильинский мост в проекте «Мосты Петербурга»