+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 20.04.2024 по Неве и Большой Неве разводятся мосты: Дворцовый с 01:10 до 01:40, Троицкий с 01:20 до 01:40. Сампсониевский и Гренадерский по Большой Невке разводятся по графику.

 

Все понятно!

Юбилей Банковского моста


200-летний юбилей в 2026 году отмечает выдающийся памятник мостостроительной архитектуры первой четверти XIX века — Банковский пешеходный мост через канал Грибоедова.

История

 

Банковский мост был сооружен по проекту немецкого инженера Вильгельма (Василия) фон Треттера. С 1814 по 1831 годы фон Треттер работал в России, где принял участие в проектировании более 10 петербургских мостов.

 

Вильгельм фон Треттер (1788–1859)

Банковский — один из трех сохранившихся цепных мостов в Петербурге. Всего с 1823 по 1826 год было построено шесть подобных переправ, из которых до наших дней дошли только три: Почтамтский — через Мойку, Банковский и Львиный — через канал Грибоедова. Судьба остальных мостов сложилась не так удачно: цепной пешеходный мост через канал в Екатерингофском парке обрушился еще в XIX веке, два проезжих моста через Фонтанку — Египетский и Пантелеймоновский — были разобраны в 1905 и 1907 годах.

Необходимость сооружения новых переправ через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) была связана с ростом населения в этом районе. В начале 1820-х годов В. Фон Треттер разработал два проекта пешеходных мостов через канал: Банковский и Львиный. 18 февраля 1825 года оба проекта были одновременно утверждены.

Эскиз проекта Банковского и Львиного мостов: http://panevin.ru/uploads/calendar/1826/otkrit_bankovskiy_most_1024.jpg

Эскиз проекта Банковского и Львиного мостов: http://thelions.ru/wp-content/uploads/2016/02/grifon_6.jpg

Опоры моста сделали, разобрав забутку набережной, но, не трогая ее гранитную облицовку. В образовавшиеся колодцы опустили деревянный ростверк (верхняя часть фундамента), к которому прикрепили концы цепей, а также болты, другие концы которых были прикреплены к чугунным плитам постаментов под фигурами львов. Пространство между ростверком и тротуаром набережной заполнили гранитным камнем, чем был создан контргруз цепям, которые поддерживают пролет моста.

Чтобы предохранить от ржавчины концы цепей, заделанных в кладку, их поместили в металлические трубы, заполненные воском. На берегах, в месте перехода цепей от пролета к заделке, в основании были установлены чугунные решетчатые квадранты. Конструкция декорирована тяжелыми чугунными фигурами крылатых львов (грифонов), которые вместе с чугунными постаментами, заполненными камнем, служили дополнительным контргрузом цепей.

Фигуры грифонов созданы по проекту скульптора П.П. Соколова и отлиты на Александровском литейном заводе. Первоначально скульптуры предполагалось полностью чеканить из медных листов, но затем их отлили из чугуна, медными остались только крылья. Перила моста и мелкие детали декора были позолочены.

Банковский мост, названный по расположенному рядом Ассигнационному банку, был открыт для пешеходного движения 24 июля (5 августа н.с.) 1826 года.

Гравюра Гоберта по рис. А. М. Горностаева. 1834 год http://p0.citywalls.ru/photo_49-50532.jpg?mt=1279978182

По образцу решетки Ассигнационного банка было выполнено и чугунное перильное ограждение моста. Однако в конце XIX века перила моста пришлось снять из-за вандалов, пытавшихся соскоблить сусальное золото. Решетку отправили на реставрацию, она была утрачена и в дальнейшем заменена новой, стальной.

1900 год, решетка Ассигнационного банка и новые перила Банковского моста: https://pastvu.com/p/198164

Утрачены оказались также фонари, изначально укрепленные на головах крылатых львов.

Банковский мост в 1909 году. Источник: https://pastvu.com/p/112727

(Историческая справка составлена по книге Кочедамова В.И. «Мосты Ленинграда». — Л.: Искусство, 1958)

Реконструкции и ремонты

Исторический архитектурный облик был возвращен Банковскому мосту в ходе масштабной реконструкции, произведенной в 1951–1952 годах по инициативе «Ленмосттреста» и по проекту известного ленинградского архитектора, художника и реставратора Александра Лукича Ротача.

Архитектурно-планировочное задание на реставрацию Банковского моста, 1949 год

Архитектурно-планировочное задание на реставрацию Банковского моста, 1949 год

В ходе работ было восстановлено перильное ограждение и торшеры с фонарями, капитально отремонтировано деревянное покрытие, возобновлена первоначальная свинцовая окраска чугунных, металлических и деревянных частей. Исторические решетки моста изготовили в мастерских Высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной.

Реставрационные работы, 1951 год: http://www.citywalls.ru/house/comm_image53-54631.jpg?mt=1488060905

Покрытие декоративных элементов моста сусальным золотом производилось в 1967 и 1988 годах. В 1976 году деревянные прогоны заменили металлическими. В 1997 году отремонтировали скульптуры, перильное ограждение, фонари.

В конце 2008 года на мосту вновь отреставрировали позолоту архитектурных деталей, однако в новогодние праздники мост пострадал от вандалов. Ремонт производился в 2011 году.

В конце 2015 года СПб ГУП «Мостотрест» произвело работы по замене деревянного настила и поперечного бруса.

19 января 2017 года начался капитальный ремонт Банковского моста. Впервые в истории моста с него сняли скульптуры и увезли на реставрацию. Грифоны вернулись на мост 19 июня 2019 года.

Демонтаж грифонов. Фото Вадима Кузьмицкого. Источник: http://kanoner.com/2017/01/19/153740/

Характеристики моста

Банковский пешеходный мост, перекинутый через канал Грибоедова около здания Санкт-Петербургского государственного экономического университета, соединяет Казанский и Спасский острова.

Мост однопролетный балочный длиной 28 метров, шириной — 3,1 метра.

Пролетное строение состоит из двух коробчатых балок, сваренных из швеллеров, объединенных продольными и поперечными связями. Прохожая часть выполнена из одинарного дощатого настила, уложенного на поперечный брус. Стальную балку жесткости на фасадах закрывает карниз из досок. Роль пилонов выполняют чугунные рамы (каркасы), декорированные двумя скульптурами грифонов высотой около 2,4 м. Рамы прикреплены к деревянному ростверку (верхняя часть фундамента), обжатому сверху и снизу массивными чугунными плитами, к которым прикреплены несущие цепи из металлических звеньев круглого сечения.

Перильное ограждение кованое железное.

Решетка моста

Банковский мост находится под охраной Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.

Информация для туристов

Грифоны не случайно установлены на мосту напротив одного из крупнейших банков города. Согласно древнегреческим мифам, эти крылатые львы были хранителями золота.

С XIX века существует городская легенда, что стражи Банковского моста могут помочь решить финансовые проблемы и даже принести богатство. Для этого нужно пройти по мосту, держа купюры прижатыми к голове или бренча мелочью в кармане.

В 2017 году, снимая скульптуры с моста, реставраторы обнаружили в них настоящий клад — множество советских, российских и зарубежных монет.

Банковский мост в проекте «Мосты Петербурга»