+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

30 ноября 2018 года завершилась навигация в Санкт-Петербурге. Разводки мостов по графику на Неве и Малой Неве не будут проводиться с 30 ноября по 10 апреля, а на рукавах Невы – с 15 ноября по 20 апреля. Информацию о разводке мостов за пределами навигационного периода вы найдете на нашем сайте и в мобильном приложении «Мосты Петербурга». Новый сезон навигации откроется 10 апреля 2019 года.

Все понятно!

Юбилей Атаманского моста


45-летний юбилей отмечает Атаманский мост, перекинутый через Обводный канал по оси Кременчугской улицы и Глухоозерского шоссе. В 1975 году здесь открылась современная переправа.

История

Восточная часть Обводного канала, от Лиговского канала (ныне Лиговский проспект) до Александро-Невской лавры была построена в 1833 году под руководством инженеров П.П. Базена и Б. П. Э. Клапейрона. В то время канал был южной границей Санкт-Петербурга.

В 1840-х годах от левого берега Обводного канала на юг и запад был прорыт небольшой Г-образный залив для стоянки грузовых судов. Перед входом в залив русло канала расширили, и образовавшийся новый водоем получил название «Бассейн Обводного канала».

Первый Атаманский мост располагался чуть ниже по течению от Бассейна Обводного канала, в створе Атаманской улицы, которая шла от реки Монастырки параллельно каналу, а затем поворачивала на юг под углом 90°.

Атаманская улица, а по ней — и мост, были названы по дислоцировавшемуся здесь лейб-гвардии казачьему полку. Атаманами всех казачьих войск Российской Империи традиционно являлись наследники царского престола.

Атаманский мост впервые был обозначен на плане города 1913 года. Его часто путают с одним из Американских железнодорожных мостов, расположенным ниже по течению. Однако это всегда были разные переправы.

Атаманский (пока безымянный) и Американский мосты на плане Санкт-Петербурга 1913 года

Старый Атаманский мост был деревянный трехпролетный ригельно-подкосной системы на деревянных опорах башенного типа.

Деревянный Атаманский мост на старом месте, в створе Атаманской улицы; на заднем плане – один из Американских железнодорожных мостов, фото 1950-х годов

Реконструкции и ремонты

В 1932 году Атаманский мост  отремонтировали в дереве, а в 1950 году деревянные балки пролетного строения заменили металлическими. Длина моста составила 38,4 метра, ширина между осями перил – 15 метров.

Современный Атаманский мост был построен в 1972–1975 году по проекту специалистов института «Ленгипроинжпроект» — инженера А.Д. Гутцайта и архитектора Л.А. Носкова. Ось переправы перенесли на 180 метров выше по течению — к Кременчугской улице и Глухоозерскому шоссе: в соответствии с генеральным планом развития Ленинграда обе улицы в середине 1970-х годов продлили до Обводного канала.

Открытие в 1975 году нового Атаманского моста позволило создать прямую автомагистраль между Центральным и Невским районами и разгрузить проспект Обуховской обороны.

Характеристики моста

Атаманский мост перекинут через Обводный канал в створе Кременчугской улицы и Глухоозерского шоссе, соединяя Безымянный остров с южным берегом Обводного канала.

Длина моста – 37,3 метров, ширина – 32 метра. По конструкции он близок к Ново-Каменному мосту через Обводный канал: железобетонное однопролетное сооружение с пролетным строением в виде трехшарнирной рамы. Устои железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом.

Перила металлические, рисунок решетки повторяет узор ограждения Обводного канала, на устоях – гранитный парапет. Возле устоев моста с четырех сторон — гранитные лестничные спуски на нижний ярус набережной.

Информация для туристов

Выше по течению от Атаманского моста, на правом берегу Обводного канала, стоят исторические здания казарм лейб-гвардии Казачьего полка. Солдатский корпус казарм, расположенный в доме №23, построен в 1846–1852 годах по проекту архитекторов  И.Д. Черника и А.П. Гемилиана.

Казармы Казачьего полка

Здание солдатского корпуса отмечено мемориальной доской

Атаманский мост в проекте «Мосты Петербурга»