+7 (812) 577-78-43
Юбилей 2-го моста Круштейна
65-летний юбилей отмечает в 2024 году 2-й мост Круштейна, перекинутый через Адмиралтейский канал к острову Новая Голландия неподалеку от места слияния канала с рекой Мойкой. В 1959 году здесь, на месте деревянного моста, открылась металлическая переправа.
История
История моста восходит к петровским временам. В 1717 году между верфями Адмиралтейства и островом Новая Голландия был проложен канал, названный Прядильным по располагавшимся поблизости прядильным амбарам. По каналу сплавляли корабельный лес, хранившийся на складах Новой Голландии. Через канал был перекинут деревянный мост, располагавшийся ниже нынешнего 1-го моста Круштейна и выше 2-го моста Круштейна.
В 1738 году канал переименовали в Адмиралтейский. В 1765-1780 годах по проекту архитекторов Саввы Чевакинского и Жана-Батиста Валлен-Деламота на острове Новая Голландия был построен архитектурный ансамбль из гранита и красного кирпича в стиле раннего классицизма. В начале XIX века через Адмиралтейский канал (на некоторых планах Петербурга он назывался каналом Новой Голландии) были перекинуты два деревянных моста, расположенные там же, где сейчас находятся 1-й и 2-й мосты Круштейна.
В 1844 году большую часть Адмиралтейского канала между Адмиралтейством и Благовещенской площадью (ныне пл. Труда) заключили в трубу, оставив лишь небольшой отрезок между Крюковым каналом и рекой Мойкой.
В 1922 году канал назвали в честь Карла Яковлевича Круштейна. В 1950-х годах именем Круштейна были наименованы и оба моста через канал.
Историческое название 2-го моста Круштейна до нас не дошло. Как сообщают источники со ссылкой на городской справочник 1836 года, переправа, располагавшаяся в этом месте, в середине XIX века называлась Чугунный мост. Однако внимательное изучение справочника приводит к выводу, что Чугунным был, скорее, утраченный мост, перекинутый выше по течению через ныне засыпанную часть Адмиралтейского канала. К тому же известно, что еще в 1950-х годах 2-й мост Круштейна был не чугунным, а деревянным трехпролетным балочным.
Интересный факт: даже после того, как в 1991 году каналу возвратили историческое название Адмиралтейский, оба моста через него остались мостами Круштейна.
Реконструкции и ремонты
Существующий 2-й мост Круштейна был построен в 1959 году по проекту инженера А.Д. Гутцайта и архитектора Л.А. Носкова. На месте старой трехпролетной деревянной переправы соорудили однопролетный железобетонный мост.
Летом 2016 года мост капитально отремонтировали к открытию 1-й очереди парка Новая Голландия. После реконструкции мост пока не передан на содержание СПб ГБУ «Мостотрест».
Характеристики моста
2-й мост Круштейна перекинут через Адмиралтейский канал напротив домов №27 и 29 по набережной канала, он соединяет 2-й Адмиралтейский остров с островом Новая Голландия. Длина моста — 14,8 метров, ширина — 10,7 метров.
Мост однопролетный железобетонный, пролетное строение — в виде двухшарнирной рамы. Фасады пролетного строения облицованы гранитом. Устои железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом.
Перильное ограждение моста металлическое кованое, рисунок повторяет узор ограды набережной реки Мойки, на устоях – гранитные тумбы.
Информация для туристов
1-й и 2-й мосты Круштейна ведут на остров Новая Голландия с его уникальным архитектурным комплексом XVIII века. До 2004 года остров занимали службы Балтийского флота, затем постройки были переданы городу, и началась реконструкция Новой Голландии. Летом 2016 года на территории острова открылся современный городской парк, где проводятся культурные мероприятия и реализуются арт-проекты. 2-й мост Круштейна ведет к главному входу в парк Новая Голландия.