+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

 В ночь с 17.08.2018 на 18.08.2018 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

 

 

Все понятно!

Юбилей 2-го моста Круштейна


59-летний юбилей отмечает в 2018 году 2-й мост Круштейна, перекинутый через Адмиралтейский канал к острову Новая Голландия неподалеку от места слияния канала с рекой Мойкой. В 1959 году здесь, на месте деревянного моста, открылась металлическая переправа.

История

История моста восходит к петровским временам. В 1717 году между верфями Адмиралтейства и островом Новая Голландия был проложен канал, названный Прядильным по располагавшимся поблизости прядильным амбарам. По каналу сплавляли корабельный лес, хранившийся на складах Новой Голландии. Через канал был перекинут деревянный мост, располагавшийся ниже нынешнего 1-го моста Круштейна и выше 2-го моста Круштейна.

Прядильный  канал и мост на Новую Голландию на плане Санкт-Петербурга 1737 года. В пояснении к плану на острове Новая Голландия указаны «амбары, в которых лежит дубовый лес для строения военных кораблей и галер»

В 1738 году канал переименовали в Адмиралтейский. В 1765-1780 годах по проекту архитекторов Саввы Чевакинского и Жана-Батиста Валлен-Деламота на острове Новая Голландия был построен архитектурный ансамбль из гранита и красного кирпича в стиле раннего классицизма. В начале XIX века через Адмиралтейский канал (на некоторых планах Петербурга он назывался каналом Новой Голландии) были перекинуты два деревянных моста, расположенные там же, где сейчас находятся 1-й и 2-й мосты Круштейна.

Мосты через канал Новой Голландии на плане Санкт-Петербурга 1828 года

В 1844 году большую часть Адмиралтейского канала между Адмиралтейством и Благовещенской площадью (ныне пл. Труда) заключили в трубу, оставив лишь небольшой отрезок между Крюковым каналом и рекой Мойкой.

В 1922 году канал назвали в честь Карла Яковлевича Круштейна. В 1950-х годах именем Круштейна были наименованы и оба моста через канал.

Карл Яковлевич Круштейн (1887–1921) – эстонский революционер, участник Гражданской войны, с 1919 года работал комиссаром Главного гидрографического управления, затем комиссаром Главного управления мореплавания. 3 ноября 1921 года погиб в Петрограде при невыясненных обстоятельствах; его тело выловили из канала напротив Новой Голландии.

Историческое название 2-го моста Круштейна до нас не дошло. Как сообщают источники со ссылкой на городской справочник 1836 года, переправа, располагавшаяся в этом месте, в середине XIX века называлась Чугунный мост. Однако внимательное изучение справочника приводит к выводу, что Чугунным был, скорее, утраченный мост, перекинутый выше по течению через ныне засыпанную часть Адмиралтейского канала. К тому же известно, что еще в 1950-х годах 2-й мост Круштейна был не чугунным, а деревянным трехпролетным балочным.

Деревянная набережная канала Круштейна, впереди виден деревянный 2-й мост Круштейна

Интересный факт: даже после того, как в 1991 году каналу возвратили историческое название Адмиралтейский, оба моста через него остались мостами Круштейна.

Реконструкции и ремонты

Существующий 2-й мост Круштейна был построен в 1959 году по проекту инженера А.Д. Гутцайта и архитектора Л.А. Носкова. На месте старой трехпролетной деревянной переправы соорудили однопролетный железобетонный мост.

Строительство гранитной набережной канала Круштейна и, вероятно, нового моста. Конец 1950-х годов

Летом 2016 года мост капитально отремонтировали к открытию 1-й очереди парка Новая Голландия. После реконструкции мост пока не передан на содержание СПб ГБУ «Мостотрест».

Ход реконструкции 2-го моста Круштейна в 2016 году

Ход реконструкции 2-го моста Круштейна в 2016 году

Характеристики моста

2-й мост Круштейна перекинут через Адмиралтейский канал напротив домов №27 и 29 по набережной канала, он соединяет 2-й Адмиралтейский остров с островом Новая Голландия. Длина моста — 14,8 метров, ширина — 10,7 метров.

Мост однопролетный железобетонный, пролетное строение — в виде двухшарнирной рамы. Фасады пролетного строения облицованы гранитом. Устои железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом.

Перильное ограждение моста металлическое кованое, рисунок повторяет узор ограды набережной реки Мойки, на устоях – гранитные тумбы.

Информация для туристов

1-й и 2-й мосты Круштейна ведут на остров Новая Голландия с его уникальным архитектурным комплексом XVIII века. До 2004 года остров занимали службы Балтийского флота, затем постройки были переданы городу, и началась реконструкция Новой Голландии. Летом 2016 года на территории острова открылся современный городской парк, где проводятся культурные мероприятия и реализуются арт-проекты.

2-й мост Круштейна ведет к главному входу в парк Новая Голландия. Поблизости от моста расположено необычное круглое здание бывшей морской тюрьмы. Построенное по проекту архитектора А.Е. Штауберта в 1829 году, благодаря своей форме, оно получило название «Бутылка». По легенде, именно отсюда пошло выражение «не лезь в бутылку». Сегодня в отреставрированной «Бутылке» расположилось одноименное креативное пространство.

2-й мост Круштейна в проекте «Мосты Петербурга»