+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

 В ночь с 17.08.2018 на 18.08.2018 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

 

 

Все понятно!

Юбилей 2-го Инженерного моста


192 лет назад, в 1826 году, в створе набережной реки Фонтанки у Михайловского (Инженерного) замка был открыт 1-й Инженерный мост через Воскресенский канал. Мост интересен тем, что сохранился до наших дней, хотя канал был засыпан.

История

История 2-го Инженерного моста связана с историей Михайловского (Инженерного) замка, построенного в 1797–1800 годах по проекту архитекторов Василия Баженова и  Винченцо Бренна. Павел I, боявшийся заговоров, повелел создать неприступную крепость, подобную средневековым рыцарским замкам. Важнейшей частью фортификационных сооружений, окружавших здание, была система каналов: Плац-канал, Церковный канал и Воскресенский канал.

Вид Михайловского замка в 1800-1801 годах. Гравюра А.И. Даугеля с акварели 1800 года

Воскресенский канал проходил вдоль южного фасада замка. Он вытекал из реки Фонтанки, соединялся с прудами Михайловского сада и далее по кирпичной трубе впадал в реку Мойку. Канал был судоходным и имел каменные набережные.

В первой четверти XIX века, вдоль набережной Фонтанки был устроен сквозной проезд, и в 1824–1826 годах через Воскресенский канал перекинули однопролетный каменный арочный мост, сооруженный по проекту инженеров П.П. Базена и Э.К. Клапейрона.

Мосты через Воскресенский канал на плане Санкт-Петербурга 1828 года

Эскиз 2-го Инженерного моста

Архитектурный декор моста — облицовка фасадов, решетки перил, торшеры с фонарями — напоминал архитектурное убранство 1-го Инженерного моста, сооруженного по проекту тех же инженеров годом раньше.

Свое название мост получил по Инженерному (Михайловскому) замку. С 1825 года выше по течению реки Фонтанки уже существовал Инженерный мост, перекинутый через реку Мойку, поэтому переправам присвоили порядковые номера: 1-й и 2-й Инженерные мосты.

2-й Инженерный мост в 1860-х годах

Реконструкции и ремонты

В 1879–1882 годах Воскресенский канал был засыпан, но мост сохранился в неизменном виде, только пролет с верховой стороны зашили металлическими листами.

Переправа пострадала в годы ленинградской блокады: были утрачены торшеры с фонарями, повреждены перила и гранитные парапеты на открылках моста.

2-й Инженерный мост в 1951 году

Реставрационные работы по восстановлению декора переправы были выполнены в 1955 году. По проекту архитектора А.Л. Ротача силами «Ленмосттреста» (ныне СПб ГБУ «Мостотрест») были отремонтированы перильные ограждения и гранитные парапеты, воссозданы торшеры, а позднее — шестигранные фонари.

2-й Инженерный мост в конце 1950-х годов, еще без фонарей

В 1983 году был выполнен ремонт гранитного бордюра, отделяющего тротуар от проезжей части,  в 1991 году отреставрировали перила моста, в 1994 году — торшеры с фонарями. Демонтированы металлические листы, закрывавшие пролет моста с верховой стороны.

В 1995 году произведен частичный ремонт каменного свода, гидроизоляции, выправлены тротуарные гранитные плиты и бордюрное ограждение. Все гранитные поверхности очищены пескоструем. В 1999 году заменена гидроизоляция на проезжей части.

Последний по времени косметический ремонт переправы был выполнен весной 2018 года. В ходе ремонта в апреле 2018 года демонтировали и увезли на реставрацию торшеры.

Воскресенский канал  был частично восстановлен в 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, но это не коснулось той его части, через которую был переброшен 2-й  Инженерный мост — его пролет по-прежнему расположен над участком суши.

Характеристики моста

2-й Инженерный мост перекинут через засыпанную часть Воскресенского канала в створе набережной реки Фонтанки. Его длина — 19,35 метров, длина по задним граням устоев – 17,8 метров, ширина — 14,3 метра, ширина по осям перил – 10 метров, ширина по карнизу – 11 метров.

По конструкции это однопролетный каменный мост. Пролётное строение представляет собой кирпичный свод в виде бесшарнирной арки, облицованный гранитом. Устои моста бутовой кладки на свайном основании, облицованы гранитом.

Перильное ограждение – чугунные решетки художественного литья с накладной арматурой из воинских атрибутов, расположенные между гранитными тумбами. На въездах моста — четыре торшера в виде пучков копий, соединенных переплетающимися венками, на них укреплены шестигранные фонари.

Мост входит в список  объектов культурного наследия России федерального значения.

 

Информация для туристов

Инженерный (Михайловский) замок, давший имя 1-му и 2-му Инженерным мостам, — выдающийся архитектурный памятник, завершающий историю петербургского зодчества XVIII века. Он возведен на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны. Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу Петровичу.

1 февраля 1801 года Павел I и его семья переехали в новый дворец. Однако император прожил здесь всего 47 дней: в ночь на 12 марта он был убит заговорщиками.

В 1820 году здание замка было передано Главному Инженерному училищу и в феврале 1823 года оно получило новое название — Инженерный замок. Преподавателями и выпускниками училища были многие выдающиеся деятели российской истории и культуры, среди них писатель Ф.М. Достоевский, ученые И.М. Сеченов и П.Н. Яблочков и многие другие.

В 1991 году замок вошел в состав Государственного Русского музея. Сегодня здесь располагаются постоянные экспозиции, знакомящие посетителей с Санкт-Петербургом эпохи династии Романовых, предметами Открытого фонда скульптуры, портретной галереей «Лица России».

2-й Инженерный мост в проекте «Мосты Петербурга»