+7 (812) 577-78-43
Юбилей 1-го Зимнего моста
255-летний юбилей в 2023 году отмечает каменный 1-й Зимний мост, перекинутый через Зимнюю канавку по оси Миллионной улицы и сохранивший свой архитектурный облик неизменным с XVIII века.
История
История строительства переправы очень необычна и восходит к петровским временам.
В 1718–1719 годах рядом с Зимним дворцом Петра I прорыли небольшой канал, соединивший реки Неву и Мойку. Канал называли Зимнедомским, Зимнедворцовым и Старым Дворцовым, с 1755 года — Зимним, а в начале XIX века переименовали в Зимнюю канавку.
В 1718–1720 годах через канал в створе Большой Немецкой улицы (ныне Миллионная) перекинули деревянный разводной мост подъемной системы.
Мост назвали Немецким: такие наименования улица и переправа получили по расположенной рядом Немецкий слободе. Позднее мост, как и улицу, переименовали в Милионный (с одной «л»), затем — в Миллионный, с 1829 года его стали называть Зимним, а с 1940 года за переправой закрепилось современное название — 1-й Зимний мост.
В середине XVIII века мост перестроили в дереве, и он стал трехпролетным балочным. В таком виде он простоял до 1783 года.
В 1768 году был построен однопролетный каменный арочный мост через соседний Красный канал.
Красный канал с небольшой лодочной гаванью прорыли в 1711 году. Он соединял Неву и Мойку выше по течению от Зимнего канала и проходил вдоль западной границы Царицына луга (ныне Марсово поле). Первоначально через него были перекинуты два деревянных моста: в створе Большой Немецкой улицы и в том месте, где канал впадал в Неву
Новый каменный мост, облицованный гранитом, соорудили, предположительно, по проекту И.Л. Росси и Ю.М. Фельтена, строительством руководил инженер Т.И. Насонов.
В 1770-х годах Красный канал засыпали. В 1783–1784 годах мост разобрали, по частям перенесли на Милионную (в то время — с одной «л») улицу и перекинули через Зимний канал, набережная которого как раз в эти годы одевалась в гранит. (Кстати, в XVIII веке набережная называлась Почтовой по Почтовому двору, расположенному рядом, на Милионной улице).
С тех пор Зимний мост ни разу не перестраивали.
Реконструкции и ремонты
В 1955 году была проведена частичная реконструкция переправы: по проекту инженера «Ленгипроинжпроекта» Б.Б. Левина отремонтировали каменный свод и проезжую часть 1-го Зимнего моста.
Характеристики моста
1-й Зимний мост соединяет 1-й и 2-й Адмиралтейские острова в Центральном районе Санкт-Петербурга. Это каменное однопролетное арочное сооружение длиной 19,4 метров и шириной 21,6 метров. Пролетное строение представляет собой параболический свод, фасад облицован гранитом. Устои моста каменные на свайном основании, облицованы гранитом.
Перильным ограждением служит сплошной гранитный парапет. От тротуара моста, выложенного гранитными плитами, к набережной Зимней канавки ведут небольшие лестничные спуски. С верховой стороны моста на набережной расположены два спуска к Зимней канавке.
1-й Зимний мост входит в число объектов культурного наследия федерального значения.
Информация для туристов
1-й Зимний мост находится в одном из самых туристических мест Санкт-Петербурга — у здания Нового Эрмитажа. Этот великолепный памятник архитектуры был возведен в 1842–1851 годах по проекту архитектора Лео фон Кленце, строительством руководили архитекторы В. П. Стасов и Н.Е. Ефимов.
Скульптуры атлантов, поддерживающих портик Нового Эрмитажа, изготовил по эскизам Л.фон Кленце скульптор А.И. Теребенев. Прототипом атлантов стали фигуры, украшавшие древний храм Зевса в Акраганте (Сицилия).