+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь с 16.10.2017 на 17.10.2017 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся.

Все понятно!

Юбилей 1-го Лаврского моста


30 июня 2017 года отмечает юбилейную дату 1-й Лаврский мост. Он перекинут через реку Монастырку у центрального входа в Александро-Невскую лавру. 45 лет назад, в 1972 году, на месте старого, наполовину деревянного моста здесь была открыта современная переправа.

История

Первая наплавная переправа в этом месте сооружена в 1712 году по приказу Петра I во время строительства «Монастыря Живоначальные Троицы и Святого Благоверного великого князя Александра Невского» (в 1797 году монастырь преобразовали в лавру). Многие историки считают, что этот мост стал первой переправой в материковой части Петербурга. Река, через которую был наведен мост, в XVIII столетии называлась Черной речкой из-за темного цвета воды (как и многие другие Черные речки Петербурга и пригородов, она вытекала из торфяных болот). Ее можно увидеть на плане города Санкт-Петербурга 1804 года.

http://www.etomesto.ru/map-peterburg_1804/

В 1829 году, после строительства восточной части Обводного канала, Черная речка разделилась на реки Монастырку и Волковку. В 1718 году наплавную переправу сменил деревянный подъемный мост балочно-подкосной системы. В 1830-х годах его снова перестроили в дереве: мост стал однопролетным балочным на кирпичных устоях. С 1829 года мост назывался 1-м Александровским, с 1836 по 1862 год — Монастырским. Вот так переправа выглядела в 1913 году. В таком виде она просуществовала до 1924 года.

Фото 1913 года, ателье Карла Буллы: http://oldsp.ru/old/photo/view/12729

Реконструкции и ремонты

В 1924 году мост реконструировали. Он остался деревянным, сохранились и кирпичные устои, но арки пролетного строения заменили новыми, пролетов стало пять. А в 1949 году деревянные прогоны заменили металлическими балками. Теперь это стал трехпролетный мост длиной 27,3 метра и шириной 8 метров на деревянных опорах и кирпичных устоях с деревянным покрытием и такими же перилами.

Конец 1960-х годов. Источник: https://pastvu.com/p/234478

Свой нынешний облик 1-й Лаврский мост приобрел после масштабной реконструкции 1971–1972 годов. Проект разработали инженеры А.И. Рубашев и А.Д. Гутцайт и архитектор Л.А. Носков.

На фото: Лев Александрович Носков (1903–1972) — один из крупнейших советских архитекторов-мостостроителей.

 

Характеристики моста

Современный 1-й Лаврский мост— однопролетный железобетонный балочно-разрезной системы. Длина моста —18 метров, ширина 9,5 метров.

С фасадов пролетное строение закрыто сборными декоративными арками, облицованными гранитом. Массивные устои — из монолитного железобетона на свайном основании, также облицованы гранитом. На мосту установлены металлические сварные решетки перильного ограждения и гранитные поребрики вдоль тротуаров.

Информация для туристов

1-й Лаврский мост расположен в одном из самых интересных мест исторического центра Петербурга. Он соединяет территорию Александро-Невской лавры с некрополями Государственного музея городской скульптуры.

На северном берегу реки Монастырки расположены Лазаревское и Тихвинское кладбища, где покоятся первый русский академик Михаил Васильевич Ломоносов, соратник Петра I фельдмаршал граф Шереметев, архитекторы Карл Иванович Росси и Джакомо Кваренги, литератор Федор Михайлович Достоевский, композитор Михаил Иванович Глинка, вдова Пушкина Наталья Николаевна Ланская и многие другие всемирно известные петербуржцы.

На южном берегу реки мост ведет к главному входу в лавру.

Будучи относительно новой постройкой, 1-й Лаврский мост не входит в число памятников архитектуры. Он выполнен в стиле, близком к ретроспективизму — это направление в архитектуре начала XX века основано на возрождении архитектурного наследия прошлых эпох, от древнерусского зодчества до классицизма и ампира. Согласно замыслу архитектора новый мост гармонично вписался в классический ансамбль Александро-Невской лавры.

 

1-й Лаврский мост в проекте «Мосты Петербурга»