+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь с 23.10.2018 на 24.10.2018 мосты по Неве,  Большой и Малой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Юбилей 1-го Инженерного моста


193 лет назад, в 1825 году, в створе набережной реки Фонтанки у Михайловского (Инженерного) замка был открыт 1-й Инженерный мост через реку Мойку.

История

Первая переправа в этом месте появилась в 1710-х годах после переустройства русла Мойки (в начале XVIII века — речка Мья). Изначально река вытекала из болот в районе современного Михайловского сада. Речку спрямили, соединив каналом с Фонтанкой, и через канал перекинули деревянный разводной мост подъемного типа.

В начале 1740-х годов мост стал служить для сообщения с Летним дворцом императрицы Елизаветы Петровны. Это не сохранившаяся до наших дней царская резиденция была построена по проекту Б.Ф. Растрелли на месте, где ныне расположен Михайловский (Инженерный) замок. По названию дворца получила имя и переправа —  Летний мост.

Летний дворец Елизаветы Петровны, справа — деревянный подъемный мост (картина неизвестного художника XVIII века)

Мост был перекинут через реку Мойку чуть ниже по течению, относительно своего нынешнего расположения, — прямо напротив главного входа в Летний сад.

Летний мост на плане Санкт-Петербурга 1776 года

В начале XIX века вдоль набережной Фонтанки был устроен сквозной проезд. В 1824–1825 годах здесь был сооружен новый металлический мост по проекту П.П. Базена и Э.К. Клапейрона. В проекте было применено типовое решение инженера В.И. Гесте, успешно испытанное в 1808 году при сооружении Полицейского (ныне Зеленого) моста через реку Мойку. Новая переправа представляла собой однопролетное арочное сооружение, где пролетное строение выполнено из чугунных тюбингов, скрепленных между собой болтами.

Авторы проекта Инженерного моста внесли усовершенствование в чертежи Гесте: в тюбингах были прорезаны отверстия овальной формы, что позволило облегчить конструкцию и сэкономить  металл. Тротуары были вынесены за пределы проезжей части на кронштейнах. Металлические конструкции были изготовлены на Александровском чугунолитейном заводе и на заводе К.Н. Берда в Санкт-Петербурге.

Чертеж 1-го Инженерного моста

Мост был богато декорирован: фасады пролетного строения украшены накладными отливками из чугуна в виде античных щитов и шлемов, шестигранные фонари укреплены на торшерах в виде пучков копий, соединенных переплетающимися венками.

В 1826 году на мосту установили чугунную решетку, отлитую по проекту П.П. Базена. Узор перил составлен из рядов копий, расположенных между чугунными тумбами. Тумбы, увенчанные боевыми топориками, выполнены в виде ликторских пучков, на которых укреплены перекрещенные мечи и щиты с изображением головы Горгоны Медузы. Год спустя, в 1827 году, этот узор повторил архитектор Л.И. Шарлемань при создании южной ограды Летнего сада.

Фрагмент решетки перил 1-го Инженерного моста

Свое название мост получил по Инженерному (Михайловскому) замку.

1-й Инженерный мост в 1910 году

Реконструкции и ремонты

1-й Инженерный мост  простоял без реконструкции 120 лет. К 1946 году он пришел в аварийное состояние: обследования выявили просадку устоев и прогрессирующие деформации пролетного строения. Переправу закрыли для движения.

В 1952–1954 годах мост был реконструирован по проекту инженера «Ленгипроинжпроекта» Б.Б. Левина. Вместо чугунного арочного моста был сооружен металлический мост рамной конструкции. Устои усилены путем добавления в их основание наклонных свай.

Ход реконструкции 1-го Инженерного моста

Ход реконструкции 1-го Инженерного моста

Ход реконструкции 1-го Инженерного моста

Ход реконструкции 1-го Инженерного моста

В ходе реконструкции был нарушен исторический архитектурный облик моста. Он был восстановлен к 1955 году по проекту архитектора А.Л. Ротача.

В 1999 году произведена реставрация архитектурного декора и замена гидроизоляции на мосту. Последние по времени реставрационные работы выполнены в 2002 году.

В 2017 году с фасадов моста сняли сквозной фриз — он был поврежден из-за навалов судов. Фриз отремонтировали, но обратно устанавливать не стали, так как он сильно снижал судоходный габарит переправы.

Характеристики моста

1-й Инженерный мост перекинут через реку Мойку в том месте, где она вытекает из реки Фонтанки. Он соединяет остров Летний сад и Спасский остров.

Длина моста – 23,25 метра, длина по задним граням устоев – 25,4 метров, ширина — 15,26 метров, ширина по осям перил – 9,5метров, ширина по карнизам – 9,8 метров. Мост представляет собой однопролетную металлическую предварительно-напряженную рамную конструкцию с криволинейно очерченным ригелем и железобетонной плитой проезжей части. Устои – бутовой кладки на свайном основании.

Весь архитектурный декор моста  — фасады пролетного строения, торшеры с фонарями, решетка перильного ограждения — восстановлены по историческим рисункам. Мост входит в список  объектов культурного наследия России федерального значения.

Информация для туристов

Инженерный (Михайловский) замок, давший название 1-му и 2-му Инженерным мостам, – императорская резиденция Павла I. Замок построили в 1797–1800 годах по проекту архитекторов Василия Баженова и  Винченцо Бренна. Павел I, боявшийся заговоров, сам участвовал в составлении эскизов здания, но вселившись в него, прожил лишь 47 дней. Ночью 12 марта 1801 года император был убит в собственной спальне.

С 1820 года здесь находилось Главное инженерное училище, где в 1838–1843 годах учился будущий великий русский писатель Ф.М. Достоевский.

С 1991 года Михайловский замок находится в ведении Государственного Русского музея.

Инженерный замок

На набережной реки Фонтанки рядом с 1-м Инженерным мостом можно увидеть еще одну петербургскую достопримечательность — бронзовую скульптуру Чижика-Пыжика работы скульптора Резо Габриадзе.  По легенде, если загадать желание и попасть монеткой точно на постамент, где стоит Чижик-Пыжик, то желание сбудется.

Чижик-Пыжик у 1-го Инженерного моста

1-й Инженерный мост в проекте «Мосты Петербурга»