+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 29.03.2024 в целях проверки готовности к навигации разводятся мосты по Неве и Большой Неве: Володарский с 02:00 до 05:45; Большеохтинский с 02:00 до 05:00; Троицкий с 01:20 до 04:50; Благовещенский с 01:25 до 05:00.

 

 

Все понятно!

Набережная реки Мойки

Россия, Санкт-Петербург
Набережная реки Мойки

Водная преграда: р. Мойка

Год создания: 1736

Протяженность: 4139,4 м

Инженеры: И.К. Герард

Набережная реки Мойки на карте

Набережная реки Мойки протянулась от реки Фонтанки до Большой Невы в Центральном и Адмиралтейском районах Санкт-Петербурга.

В начале XVIII века Мойка (тогда она называлась Мья – 1719-1797 годы) представляла собой мелкую извилистую застойную речку, вытекающую из болота, которое находилось вблизи Марсова поля.

С 1736 по 1737 годы были проведены работы по углублению реки, а берег был укреплен высокой деревянной стенкой с деревянными перилами.

Строительство каменных набережных на Мойке начинается в 1797 году. К 1805 году река имела подпорные стенки, облицованные гранитом, на  участке от Мало-Конюшенного моста до Невского проспекта. Участок от Невского проспекта до реки Пряжки по левому берегу и до Крюкова канала по правому берегу Мойку одели в гранит к 1810 году по проекту инженера И.К. Герарда.

Основание набережной было сооружено из вертикальных деревянных  свай и шпунта. По «головкам» свай уложен брусчатый ростверк и стенка из бутовой кладки с массивной гранитной облицовкой. Учитывая сравнительно неширокие проезды по набережной, строители создали узкие крутые  лестницы-спуски к воде для причаливания лодок.

При строительстве Михайловского замка на участке от 1-го  Инженерного моста до Садового моста берег реки был укреплён каменной стенкой, сложная плановая конфигурация которой сохранилась до настоящего времени.

К 1946 году стенки набережной сохраняли свою первоначальную конструкцию, хотя на их внешнем виде время и война оставили свои следы. Послевоенное восстановление началось в 1948 году на левом берегу выше Певческого моста на участке длиной около 95 метров.

Интенсивный ремонт стенок происходил в 1950-х и 1970-х годах. При  ремонте и реконструкции стенок набережной, наряду с новыми строительными материалами, широко используются гранитные камни, полученные от разборки старой набережной с предварительной их обработкой, что позволяет строителям воссоздать и сохранить ее  первоначальный архитектурный  облик.

В настоящее время река Мойка одета, в основном, в высокие гранитные стенки набережной. Они сложены из постелистой бутовой плиты на известковом растворе, облицованы массивными гранитными камнями, скреплёнными между собой железными пиронами. Подпорные стены  покоятся на деревянном ростверке с деревянными сваями.

Набережная реки Мойки имеет огромную историческую и культурную  ценность для Санкт-Петербурга и России, охраняется КГИОП. Некоторые участки каменных стенок набережных сохранили без переделки свайное основание, возведенное в 1805-1810 годы.

Набережная реки Мойки – это еще и многочисленные памятники истории и культуры. Самое известное из литературных мест — дом №12, где прошли последние месяцы жизни А.С. Пушкина. Дом №20 – Государственная академическая капелла им. М. Глинки, которая построена в конце XIX века под руководством архитектора Л. Бенуа. Над домом №50 в XVIII веке работал известный архитектор Б. Растрелли (сейчас здесь дворец Штегельмана). В доме №86 проживал О. Монферран – архитектор Исаакиевского собора. Дом №94 – Юсуповский дворей – памятник архитектуры классицизма.

Информация для туристов

На набережной реки Мойки расположены причалы прогулочных судов:

  • «Набережная Мойки. Юсуповский дворец» (городской причал)
  • «Набережная Мойки, 44»