+7 (812) 577-78-12

mostotrest@rambler.ru

ru en zh

Attention!

On November 30, 2017 the navigation in Saint Petersburg was finished. According to the schedule, the bridges over the Neva River and the Malaya Neva River will not rise from November 30 to April 10, and over the Neva River arms - from November 15 to April 20. If you have any questions on the bridge opening schedule beyond the navigation period, see our mobile application and the website. The new navigation season will open on April 10, 2018.

Everything clear!

The Fontanka River Embankment

Россия, Санкт-Петербург
The Fontanka River Embankment

River Barrier: Fontanka River

Year of creation: 1714

Length: 11871 m

Engineers: F. V. Baur, I. N. Borisov, I. K. Gerard, P. K. Sukhtelen, etc.

The Fontanka River Embankment is one of the longest embankments in Saint Petersburg. It starts and ends at the banks of the Neva River (from the place over opposite Peter-and-Paul Fortress until the place where the Neva River flows into the Gulf of Finland near Galerny Island) and runs over the whole historical centre of the city.  Until the middle of the XVIII century the Fontanka River was the southern border of Saint Petersburg.

The Census book of Votic Friday, 1500 the river flowing there was mentioned as the Golodusha River. Before 1712-1714 it was named Anonymous Greek, then it was the Fontannaya River and finally in 1737 it received its modern name. In the description of Saint Petersburg of 1751 one can read: “The Fontanka River has its name because the pipes were laid from the Basin <at the beginning of modern Ligovsky Prospect> to <Letny> Garden for fountains”.

In 1714 the first clearing and alignment of the Fontanka River banks had happened. At the locations of estates the bank was reinforced by wooden walls.

By 1727 the wooden reinforcements had already been in bad condition. In 1743-1752 the Fontanka River was substantially cleared, deepened, aligned and filled of the banks.

The first stone embankments of the Fontanka River appeared in the 1760s, during rebuilding of Prachechny Bridge in stone.

In 1780-1789 the banks of the Fontanka River were encased in granite. The stone walls were erected over the entire length of the river not reaching its mouth slightly. The reinforcement construction consisted of the high lime-stone mortar based stone wall faced with massive granite blocks. Generally, wooden pile grillages made of two rows of piles served as the base for the walls. The works were supervised by hydraulic engineer F. V. Baur, and after his death by engineers I. N. Borisov, I. K. Gerard, P. K. Sukhtelen and K. Moderakh.

On the Fontanka River there are 26 descents of two types: promenade with two longitudinal stairs and so called horse stairs with two ramps. The promenade descents were used for boats, cutters and wharfboats berthing; the horse ones – for transportation of drays with cargos delivered on small river ships and for river water intake to fill drums.

In the 1910s, due to the development of automobile and tram transport, part of pedestrian and horse descents were destroyed: they were filled or dismantled.

By 1925 many sections of the stone wall fell in emergency condition up to its breakdown. They were started to be overhauled. Vertical wooden piles were driven in the old piled base, then these piles were jointed with concrete foundation slab, and with rubble masonry above.

From 1934 to 1940 the walls repair featured with driving of 3 to 5 rows of inclined piles.

In 1947-1949 the overhaul was made at the section between Egipetsky and Staro-Kalinkin Bridge and on the right bank and downstream - part from Staro-Kalinkin Bridge to the dam.

In 1962 for the repair of embankment walls a new workflow was accepted – to disassemble the wall partially in its thickness and perform the works under the protection of the not disassembled part. Originally this method of construction was used at the section between Panteleymonovsky and Belinsky Bridges on both sides. Wooden piles were driven up to 1984, then they were replaced with reinforced concrete ones.

The railings of the Fontanka River consists of granite pedestals and forged cast iron lattices with a simple pattern, which was presumably made under the pattern of architect G.Quarenghi and forged at the Ural factories of Demidov.

The embankment of the Fontanka River is included in the Unified State Register of Cultural Heritage Sites of Russia. It has a reputation of many sights. Among them there is a small but very popular monument Tchizhik-Pyzhik by sculptor Rezo Gabriadze; the monument was opened in 1994 near the Mikhailovsky Castle, which became one of the river symbols. Near Belinsky Bridge there is the Bolshoi St. Petersburg State Circus, opposite Leshtukov Bridge there is Tovstonogov Russian State Academic Bolshoi Drama Theatre.

+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

 В ночь с 17.11.2017 на 18.11.2017 мосты по Неве и Большой Неве разводятся.  Внимание!!! Благовещенский мост разводится  с 03.10 до 05.00; Дворцовый  с 03.10 до 04.55; Володарский с 02.00 до 03.45; мост А.Невского по графику; Большеохтинский, Литейный и Троицкий мосты разводятся по подходу судов.

Все понятно!

Набережная реки Фонтанки

Россия, Санкт-Петербург
Набережная реки Фонтанки

Водная преграда: р. Фонтанка

Год создания: 1714

Протяженность: 11871 м

Инженеры: Ф. В. Баур, И. Н. Борисов, И. К. Герард, П. К. Сухтелен и др.

Набережная реки Фонтанки на карте

Набережная реки Фонтанки является одной из самых длинных в Санкт-Петербурге. Начинается и заканчивается у берегов Невы (от места напротив Петропавловской крепости до впадения Невы в Финский залив около Галерного острова) и пролегает по всему историческому центру города. До середины XVIII века Фонтанка служила южной границей Санкт-Петербурга.

В переписной книге Водской пятины 1500 года протекавшая здесь речка упоминается как Голодуша. До 1712-1714 годов она носила название Безымянный Ерик, затем именовалось Фонтанной речкой и, наконец, в 1737 году получила современное название. В описании Санкт-Петербурга 1751 года сказано: «Называется Фонтанка потому, что чрез ея сделаны трубы, проведенные из Басеина <в начале современного Лиговского проспекта> в <Летний> Сад для фонтанов».

В 1714 году происходит первая расчистка и спрямление берегов Фонтанки. В местах расположения усадеб берег крепился деревянными стенками.

К 1727 году деревянные укрепления были уже в плохом состоянии. В 1743-1752 годах Фонтанка подвергается основательной расчистке, углублению, спрямлению и подсыпке берегов.

Первые каменные набережные на Фонтанке появились в 1760-х годах при перестройке в камне Прачечного моста.

В 1780-1789 годах берега Фонтанки были заключены в гранит. Каменные стенки были возведены по всей длине реки, немного не дойдя до ее устья. Конструкция укрепления состояла из высокой бутовой стенки на известковом растворе, облицованной гранитными массивными блоками. Основанием для стенок служили деревянные свайные ростверки, в основном, из двух рядов свай. Работами руководил инженер-гидротехник Ф. В. Баур, а после его смерти – инженеры И. Н. Борисов, И. К. Герард, П. К. Сухтелен и К. Модерах.

На Фонтанке сейчас существует 26 спусков двух видов: пешеходные с двумя продольными лестницами и так называемые конные – с двумя пандусами. Пешеходные спуски служили для причаливания лодок, катеров и пристаней, конные – для вывозки на подводах грузов, доставляемых на небольших речных судах, и для забора воды в бочки из реки.

В 1910-х годах, в связи с развитием автомобильного и трамвайного транспорта, часть пешеходных и конных спусков была ликвидирована: их засыпали или разобрали.

К 1925 году многие участки каменной стенки пришли в аварийное состояние, вплоть до обрушения. Их начинают капитально ремонтировать. В старое свайное основание забиваются вертикальные деревянные сваи, которые затем омоноличиваются бетонной подушкой, выше – бутовая кладка.

С 1934 по 1940 годы ремонт стенок характеризовался забивкой наклонных свай от 3 до 5 рядов.

В 1947-1949 годах ремонт производился на участке между Египетским и Старо-Калинкиным мостами, а по правому берегу и ниже Старо-Калинкина моста – до дамбы.

В 1962 году для ремонта стенок набережных была принята новая схема работ – разбирать стенку частично по толщине и выполнять работы под защитой неразобранной части. Первоначально этот способ строительства был применён на участке между мостами Пантелеимоновским и Белинского на обоих берегах. Деревянные сваи забивались вплоть до 1984 года, позже – железобетонные.

Перильные ограждения Фонтанки состоят из гранитных тумб и простых по рисунку железных кованых решеток, предположительно выполненных по рисунку архитектора Дж. Кваренги и выкованных на уральских заводах Демидова.

Набережная реки Фонтанки включена в Единый государственный реестр объектов культурного наследия России. Она славится множеством достопримечательностей. Среди них – маленький, но получивший большую популярность памятник Чижику-пыжику работы скульптора Резо Габриадзе, открытый в 1994 году около Михайловского замка и ставший одним из символов реки. Рядом с мостом Белинского расположен Большой Санкт-Петербургский государственный цирк, напротив Лештукова моста – Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова.

Информация для туристов