+7 (812) 577-78-43
День в истории России!
19 марта / 1 апреля.
Начало ледохода
Оставление прорубей, расчет с ледоколами. Весенний русский праздник, сопровождался народными игрищами и плясками.
Ледоход. Алексей Грицай
Святая мученица Дария (Дарья)
У русских крестьян она прозвалась Грязною, Пролубницей (Прорубнией).
Существовало поверье, что в этот день Дарья смывает у проруби грязь с одежды только чистого душой человека. А если он с черной душой, если замарал свою жизнь чернотой, «грязной грязью», зло какое совершил, то сколь ни полоскай одежду в проруби, она так грязной и останется. Дарья снимает только чистую грязь, — ту, что прилипла от трудов праведных. А грязь, что появилась в результате дел неправедных, остается с человеком навсегда.
1103 г. Явление Смоленской иконы Пресвятой Богородицы «Умиление».
Смоленская икона Пресвятой Богородицы «Умиление».
1206 г. Королева Мария
1-я жена вел. кн. Всеволода III Юрьевича (1176-1212 гг.).
Мария и вел. кн. Всеволода III Юрьевич
1521 г. Преподобный Иннокентий Комельский
Ученик Нила Сорского. Основатель монастыря в Комельском лесу.
Преподобный Иннокентий Комельский. Икона XVII век
1542 г. Митрополитом Московским и всея Руси стал свт. Макарий.
Правил до 31 декабря 1563 г.
Митрополит Макарий. Икона
1611 г. Голицын Андрей Васильевич
Князь. Предводительствовал в 1607 г. отрядом московских войск против Болотникова и во многом содействовал поражению мятежа при р. Восме, успешно отражал отряды Тушинского вора. Впоследствии, когда поляки заняли Москву, был обвинен в сношениях с Лжедмитрием II, заключен под стражу и при приближении русских отрядов к Москве убит поляками.
1673 г.
В Москве прошла демонстрация русской артиллерии, отправляемой в украинские города. Судя по отзывам присутствовавших при сем иностранцев, парад прошел удачно. Запряженные парами цугом лошади везли «строем» крупнокалиберные пушки, снаряженные к бою. Немцы, греки, армяне, иранцы, наблюдая это зрелище, оценили возможности русской армии в грядущей войне с султаном.
1814 г.
Русские войска во главе с Императором Александром I
Портрет императора Александра I. Неизвестный художник.
вошли торжественно в Париж.
Государь объезжал войска, поздравляя с победой. Тогда именно граф Барклай-де Толли был пожалован фельдмаршалом. В третьем часу пополуночи подписана была капитуляция.
Русская армия вступает в Париж
Рано утром Император принял парижскую депутацию. Морис Палеолог пишет, что депутаты не верили своим ушам, слыша от Русского Царя: «Не опасайтесь ничего ни в отношении ваших частных жилищ, ни в отношении ваших памятников… Солдаты не будут размещаться у обывателей, вы должны только снабжать их продовольствием. Ваши жандармерия и национальная гвардия продолжат нести полицейские обязанности… Я беру полностью столицу под свое покровительство… Я не имею врагов во Франции, вернее, я имею одного, но он не царствует больше… Я явился принести вам мир».
1856 г. Манифест Императора Александра II
О заключении Парижского мира, от 18 марта, который положил конец Крымской войне.
Объявляя во всеобщее сведение об условиях заключенного мира, Александр II
Портрет императора Александра II, художник Николай Лавров
в конце манифеста заявил и о внутриполитических задачах, стоящих перед Россией: «Да утвердится и совершенствуется ее внутреннее благоустройство; правда и милость да царствуют в судах ее; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности, и каждый под сенью законов, для всех равно справедливых, все равно покровительствующих, да наслаждается в мире плодами трудов невинных».
1876 г. Самарин Юрий Федорович
Великий русский мыслитель.
Родился 21.04.1819.
Тропинин Василий Андреевич. Портрет Юрия Федоровича Самарина. 1844
Публицист, общественный деятель, один из основателей славяно-фильского учения.
1881 г.
Обнародовано Высочайшее повеление Императора Александра III,
Александр III в мундире Лб.-гв. Сапёрного батальона, Н. Шильдер
унаследовавшего Российский Престол. В нем Александр III возвещал о принятии чрезвычайных мер с выражением «твердой решимости положить предел дальнейшему развитию преступной деятельности злоумышленников и оградить столицу от позора быть местом и свидетелем совершающихся в ней преступлений и даровать оной спокойствие». В царском повелении прозвучал ответ на ультиматум (от 10 марта) новому Императору от исполнительного комитета «Народной воли», убившего его Венценосного Родителя – Александра II Освободителя.
Александр II. Фото между 1878 и 1881 гг.
1917 г.
Из воззвания к воинам от лица архиепископа Ярославского Агафангела (Преображенского), пастырей и ревнителей православной веры г. Ярославля:
Свт. Агафангел (Преображенский)
«Доблестные воины, славные граждане Великой России! Пробил час народной свободы. Зажглась заря яркого солнышка, которое несет счастье, правду, знанье и свет нашей Отчизне. Заблистали повсюду ласковые, полные жизни и силы лучи свобод - свобода веры, свобода слова, свобода собраний, свобода союзов и братств. В этот великий час всенародного ликования и торжества, охвативших из края в край необъятную Русь, всех от мала до велика, Временное правительство Богом хранимой Державы Российской обратилось
Заседание Временного комитета Государственной Думы 28 февраля 1917 года. Литография.
ко всем верным сынам ее с горячим призывом сплотиться около него, всем объединиться, все силы отдать измученной павшим строем и внешним врагом, а отныне возрождающейся и свободной России. Это - клич лучших русских людей. Это - клич избранников народных. Это - клич преданных Отчизне ее сынов…»
1917 г.
Глава банкирского дома Кун, Лейб и К – Яков Шиф
Джейкоб Генри (Якоб Генрих) Шифф
телеграммой поздравил Милюкова с победой: «Позвольте мне в качестве непримиримого врага тиранической автократии, поздравить через ваше посредство русский народ с деянием, только им так блестяще совершенным, и пожелать вашим товарищам по новому правительству и вам лично полного успеха в великом деле, которое вы начали с таким патриотизмом. Бог да благословит вас».
В ответ Милюков
Милюков Павел Николаевич
писал: «Мы едины с вами в нашей ненависти и антипатии к старому режиму, ныне сверженному; позвольте сохранить наше единство и в деле осуществления новых идей равенства, свободы и согласия между народами, участвуя в мировой борьбе против средневековья, милитаризма и самодержавной власти, опирающейся на божественное право…»