+7 (812) 577-78-43
День в истории России!
20 марта / 2 апреля.
Фотиния Самарянка (Светлана)
Св. мученица (I в.). Была замучена за то, что многих обратила ко Христу.
У русских крестьян считалась целительницей от «трясавичной» болезни, и в «Сказании о том, каким святым в каких болезнях должно молиться» полагалась ей особая молитва от лихорадки.
![](/files/uploads/histories/52a4f0876970dde20f94b.jpg)
Пьетро Перуджино. Христос и самарянка. 1506—1507. Институт искусств (Чикаго)
Во многих городах и селах этой угоднице служили молебны о страждущих «трясавицей», а иные выписывали на лоскутке бумаги тропарь мц. Фотинии и, завязав эту выпись в ветошку, давали больному носить ее на шее известное время — дня три или девять, а потом заставляли его или проглотить самую записочку, или сжечь ее вместе с ветошкою на страстной свече и съесть оставшийся от нее пепел.
![](/files/uploads/histories/bd35389a3e28514262e85.jpg)
Мученица Фотина (Светлана) Самаряныня
Фотинию называли колодезницей. В этот день, по народному преданию, омывается в колодце душа самарянки, что за христианскую веру пострадала и брошена была в колодец. Вода, взятая из колодца в этот день, чудодейственной силой обладает, а потому ею надобно огород окропить, самому умыться и всласть напиться.
1155 г. Взошел на Киевский престол Георгий, Юрий I Владимирович Долгорукий, младший сын Владимира Мономаха.
Георгий властолюбивый, но беспечный, прозванный Долгоруким,
![](/files/uploads/histories/3a79f9ab0f611cd8f4fca.jpg)
Великий князь Юрья Владимирович Долгорукий (Юрий Долгорукий) (история России в гравюрах от Рюрика до Екатерины II)
знаменит в нашей истории гражданским образованием восточного края древней России, в коем он провел все цветущие лета своей жизни. Распространив там Веру Христианскую, сей Князь строил церкви в Суздале, Владимире, на берегах Нерли; умножил число духовных Пастырей, тогда единственных наставников во благонравии, единственных просветителей разума; открыл пути в лесах дремучих; оживил дикие, мертвые пустыни знамениями человеческой деятельности; основал новые селения и города: кроме Москвы,
![](/files/uploads/histories/95a344abadc45a0427908.jpg)
А. Васнецов. Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 г.»
Юрьев Польский, Переяславль Залесский (в 1152 г.),
![](/files/uploads/histories/83eccd709bdd43ab501d2.jpg)
Собор в Переславле, построенный в 1152-58 гг.
украшая их для своего воображения сими, ему приятными именами и самым рекам давая названия южных. Дмитров, на берегу Яхромы, также им основан и назван по имени его сына, Всеволода-Димитрия родившегося в 1154 г.
![](/files/uploads/histories/52f467c153d0964ff520c.jpg)
Великий князь Всеволод Юрьевич (Всеволод Юрьевич Большое Гнездо) (история России в гравюрах от Рюрика до Екатерины II)
1612 г. Преподобный Евфросин Синеозерский
Основатель Синеозерского монастыря. Убит шайкой посольских бандитов, защищая веру и церковь.
![](/files/uploads/histories/367903940ea3de68ff672.jpg)
Преподобномученик Евфросин Синозерский. Икона. Конец XVIII в.
1613 г. Подвиг Ивана Сусанина, спасшего жизнь Царю Михаилу Феодоровичу Романову.
Крестьянин Костромского у. зимой, спасая новоизбранного Царя Михаила Романова,
![](/files/uploads/histories/0d0543c839df4bb4b358f.jpg)
Г. Угрюмов «Призвание Михаила Федоровича на царство
завел отряд польских интервентов, намеревавшихся захватить Михаила, в непроходимое лесное болото, за что был изрублен поляками.
![](/files/uploads/histories/777895a0774e2b5687244.jpg)
Подвиг Ивана Сусанина. Художник — А. Баранов.
1644 г.
Царь Михаил Федорович
![](/files/uploads/histories/edb3096940e1ff405d43c.jpg)
«Царь Михаил Федорович Романов. Неизвестный автор»
распечатал жребий пред всем своим царским синклитом и объявил, что «благоволи Бог и Пречистая Богородица быти патриархом Иосифу, архимандриту Симонова монастыря», и тотчас же послал князя Львова в соборную церковь возвестить о том самому архимандриту Иосифу пред всем освященным Собором.
![](/files/uploads/histories/aadcf82a35e12924b0823.jpg)
Иосиф, патриарх Московский и все Руси (1642-1652). Шилов В.В.
Такое необычайное избрание Иосифа на патриаршество совершилось 20 марта 1642 г. На следующий день происходило наречение, а 27 марта и самое посвящение Иосифа в патриарха в присутствии государя. В день посвящения по обычаю у государя был обед, на который были приглашены патриарх и прочие духовные власти.
1652 г.
Духовный собор одобрил благочестивое желание Царя Алексея Михайловича о переносе мощей Московских патриархов в Успенский собор: Филиппа из Соловецкого монастыря,
![](/files/uploads/histories/c985bede2710e9e17a9e5.jpg)
Митрополит Филипп II. Икона работы Симона Ушакова, 1653 год
Иова из Старицы,
![](/files/uploads/histories/c2fdff558a19ade6e10ed.jpg)
Шилов Виктор Викторович. Патриарх Московский и всея Руси Иов 1589-1605
Гермогена из Чудова монастыря.
![](/files/uploads/histories/a9c6225949ac9cd107f79.jpg)
Шилов Виктор Викторович. Патриарх Московский и всея Руси Гермоген 1606-1612
1808 г. Манифест Императора Александра I
О покорении шведской Финляндии и о присоединении оной навсегда к России. «...Страну, сию оружием Нашим таким образом покоренную, Мы присоединяем отныне навсегда к Российской империи, и вследствие того повелели Мы принять от обывателей ее присягу на верное престолу Нашему подданство».
![](/files/uploads/histories/9934347674d5e135d860a.jpg)
Эмануэль Тельнинг, "Александр I открывает Боргоский сейм 1809 г."
Финляндия веками находилась под шведским владычеством и вошла в состав России в результате войны со шведами. Великое княжество Финляндское получило в Российской империи особый статус автономии во внутренней политике. Император обязался «нерушимо хранить и оберегать» финляндские законы. Так, обладая единоличным правом созыва сейма, Царь не мог без его согласия утверждать новые и изменять старые законы. Финляндия имела свою таможню, почтовую службу и органы правосудия; доходы княжества не вливались в общеимперскую казну, а направлялись на собственные нужды; в 1868 г. Финляндия получила свою денежную систему.
![](/files/uploads/histories/3ab57995b24ce89af3a2f.jpg)
Денежные единицы княжества Финляндии
Финны были освобождены от прохождения обязательной службы в русской армии. Однако с возникновением революционного движения в конце XIX столетия автономная Финляндия стала удобным местом контрабанды в Россию подрывной литературы, оружия, «окном» для бегства революционеров-террористов в Европу. Потребовалось ужесточить административный контроль.
1917 г.
Временное правительство приняло постановление, подготовленное министром юстиции А. Керенским при участии членов политического бюро при депутатах 4-й Государственной Думы.
![](/files/uploads/histories/a63bbc862b3baefbde79c.jpg)
А. Ф. Керенский (крайний слева) во время заседаний одной из комиссий в IV Государственной думе
Этим законодательным актом (опубликован 22 марта) отменялись все «ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности». Это был, по существу, первый крупный законодательный Акт Временного правительства.
1917 г.
Постановление Св. Синода об увольнении на покой: митр. Петроградского Питирима (Окнова),
![](/files/uploads/histories/bb71c3692f1feead168d9.jpg)
Митр. Питирим (Окнов)
митр. Московского Макария (Невского),
![](/files/uploads/histories/78a49c13dddfc2e728c3b.jpg)
Митрополит Московский и Коломенский Макарий
арх. Тобольского Варнавы (с назначением еп. Гермогена),
![](/files/uploads/histories/b01c780e27391fbf4fca8.jpg)
Архиеп. Варнава Тобольский (Накропин)
арх. Сарапульского Амвросия.
![](/files/uploads/histories/49cd5394282cd1e6ebdef.jpg)
епископ Сарапульский Амвросий
В дальнейшем уволено еще восемь архиереев, поставление которых было связано яко бы с влиянием Г. Распутина.
![](/files/uploads/histories/14a34ad4a189961952d44.jpg)
Распутин в 1914 году. Автор Е. Н. Клокачёва
1926 г.
25 русских архиереев, находившихся на свободе, обратились с посланием к митрополиту Сергию,
![](/files/uploads/histories/802d9f3be355697612f04.jpg)
Митрополит Сергий (Страгородский)
в послании выражено полное согласие с его прещениями против «григорьевцев». Правота митрополита Сергия в его действиях против самозваных претендентов на высшую церковную власть нашла поддержку большей части епископата, духовенства и мирян.
1943 г. На южном участке Восточного фронта советские войска пересекают границу Румынии.
![](/files/uploads/histories/97d9ccbb9326587f987ef.jpg)
Советские войска пересекают советско-румынскую границу.