+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 24.11.2024 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

День в истории России!
31 января / 13 февраля.

День в истории России! 31 января / 13 февраля.

Spb.MediaJanuary 28, 2018

Никита Пожарник

Русский народ считает этого угодника хранителем от пожара и молнии, и потому в «Сказании о том, каким святым каковые благодати исцелений от Бога данным», ему назначается молитва об избавлении от этих бедствий.

Пожар. Художник: Н.С. Матвеев, 1891 г.

Очевидно, что верование это основывается на жизнеописании святого Никиты; в нем повествуется, что этот святой «пожар града молитвами своими угаси и на многа чудес творяше».

1108 г. Святитель Никита, епископ Новгородский

В молодые годы поступил в Киево-Печерский монастырь и вскоре пожелал уйти в затвор. Игумен предупреждал его о преждевременности такого подвига для молодого инока, но он, понадеявшись на свои силы, не послушался. В затворе святой Никита впал в искушение. Диавол явился ему в виде Ангела, и неопытный подвижник – поклонился ему. Бес дал ему совет, как уже достигшему совершенства: «Ты не молись, а только читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя», – и стал около затворника, делая вид, что молится за него. Прельщенный инок Никита превзошел всех в знании книг Ветхого Завета, а о Евангелии ни говорить, ни слушать не хотел. Киево-Печерские старцы пришли к прельщенному и, помолившись, отогнали от него беса.

Свт. Никита, еп. Новгородский. Икона

После этого преподобный Никита, оставив по благословению старцев затвор, жил в строгом посте и молитве, более всего упражняясь в послушании и смирении. Милосердный Господь, по молитвам святых старцев, возвел его из глубины падения на высокую степень духовного совершенства.

Впоследствии он был поставлен епископом в Новгород и за свою святую жизнь был награжден от Бога даром чудотворений. Однажды во время засухи он молитвой низвел дождь с неба, в другой раз по его молитве прекратился в городе пожар.

Свт. Никита управлял новгородской паствой 13 лет до своей кончины. 

В 1558 году, при Царе Иоанне Васильевиче, состоялось прославление святителя. Мощи его покоятся ныне в церкви Св. апостола Филиппа в Новгороде.

1340 г. Великий Князь Иоанн I Даниилович Калита

Княжил с 1328 г. по 1340 г.

Летописцы отметили, что Иван Калита избавил Русскую землю от татей и разбойников, всегда чинил «правый суд», помогал бедным и нищим, защищал вдов от насильников.

Милосердие Ивана Калиты. Автор: Чориков Б.

За это он получил второе свое прозвище — Добрый. Иван I обнес стеной из дуба Московский Кремль.

Московский Кремль при Иване Калите. Ап. Васнецов

Построил в нем Успенский и Архангельский соборы, церковь Иоанна Лествичника. В Москве им была построена также Преображенская церковь, а при ней открыт монастырь. Свято-Данилов монастырь был перенесен им на новое место. В Переяславле-Залесском Иван I основал Горицкий (Успенский) монастырь.

В.М. Васнецов. Успенский собор при великом князе Иване I Даниловиче Калите

Именно при Иване I были заложены основы позднейшего могущества Москвы.

Перед кончиной приняв схиму с именем Ананий и крепко наказав трем своим сыновьям жить всем вместе, как один человек. Похоронен в Москве в Кремлевском Архангельском соборе.

 

Народ, ценивший Иоанна Данииловича и великое дело, которому он себя посвятил, а также и его великую сердечную доброту, не только дал ему почетное наименование Собирателя Русской Земли, но и был убежден, что Церковь причтет его к лику Святых.

В течение весьма долгого времени память его чтилась на местах, и он даже именовался Святым в рукописных святцах.

1341 г. Великим князем Московским стал Симеон Иванович Гордый. Правил до 27 апреля 1353 г.

Великий князь Семен Иванович Гордый, (история России в гравюрах от Рюрика до Екатерины II)

1589 г. Торжественное посвящение на патриарший престол Владимирский, Московский и всея России митрополита Иова на литургии в Успенском Соборе.

Царь Федор Иоаннович собственноручно возложил на него драгоценный крест с животворящим древом, бархатную зеленую мантию с источниками или полосами, жезл святого Петра митрополита, и в приветственной речи велел именоваться Главою Епископов, Отцем Отцев, Патриархом всех земель северных, по милости Божией и воле Царской.

Патриарх Иов. миниатюра Царского титулярника

1611 г.

Русское посольство во главе с митрополитом Ростовским Филаретом

Филарет (Романов-Юрьев Феодор Никитич) (1619 — 1633). Шилов Виктор Викторович

и боярином В.В. Голицыным встретилось с польским королем Сигизмундом для переговоров о вступлении на Российский престол его сына Владислава.

1634 г.

Новгородский митрополит Киприан и с ним другие архиереи по приказанию государя избрали в Успенском соборе трех кандидатов на патриаршество: Варлаама, митрополита Ростовского, Варлаама, архиепископа Вологодского, и Иоасафа, архиепископа Псковского, и прямо из собора принесли акт избрания в палаты государя. Государь велел посольскому думному дьяку прочитать этот акт и указал быть патриархом Иоасафу.

Иоасаф I, Патриарх Московский

Немедленно Иоасаф был введен тем же думным дьяком и поставлен пред государем. Государь сказал новоизбранному патриарху речь и выслушал от него ответ. 

На другой день, 1 февраля, совершилось наречение Иоасафа на патриаршество, подобно тому как прежде происходило наречение, или «благовестие», патриарха Филарета Никитича. Наконец 6 февраля Иоасаф был поставлен в патриарха по тому самому чину, как ставились прежние наши патриархи.

1667 г. Соглашение о перемирии на тринадцать с половиной лет, между Россией и Польшей.

К России отходили Смоленская земля, Северщина, Левобережная Украина и на два года - Киев с окрестностями. 

Запорожской Сечи договор предусматривал двойное подчинение. Обусловлен был обмен пленными. Только о «пашенных людях» предстояло согласовать вопрос на последующих переговорах. 

Ю. Брандт «Запорожцы»

В случае враждебных действий Крыма против обеих частей Украины Царь и король выступают на защиту совместно. Объявлялись свободными торговые отношения между подданными обоих государств.

1724 г. Указ Императора Петра I

Указано расписывать по монастырям отставных солдат и всяких убогих, не могущих работать; монахи должны им служить, а тем из монахов, которые окажутся лишними за числом служащих, отвести монастырские земли для обработки.

Художник Пчелко И.И. иллюстрация к книге Рассказы о Петре I.С.Алексеев

В женских монастырях велено воспитывать подкидышей или сирот, остающихся без призрения - мужского пола до 7 лет, после чего отдавать в школы, а девочек оставлять в монастырях и там обучать грамоте и разного рода рукоделиям, сделав, однако, для мальчиков и девочек особые помещения с особыми ходами.

1724 г. Издан Торговый устав с высокими пошлинами на иностранные товары, ввозимые в Россию.

Встреча русских «промышленных людей» с голландскими купцами на берегу Ледовитого океана. Гравюра 1595 г.

1833 г. Манифест о введении в действие Свода законов. 

Полный Свод законов был издан в 15 томах, объемлющий 176 лет: от Соборного уложения Царя Алексея Михайловича до кончины в 1825 г. Императора Александра I. Заключал он в себе более 30 000 актов. Он постоянно дополнялся новыми узаконениями.

Зал общего собрания Государственного совета.

31 января Государь Николай I неожиданно прибыл в Государственный Совет и, заняв место между членами его, произнес длинную и подробную речь, поразившую всех своей ясностью, последовательностью и силою о необходимости для России систематического Свода созданных в разное время законов, еще сохраняющих свою силу. После краткого обсуждения решено Свод обнародовать.

1864 г. Открыт первый в России зоологический сад в Москве.

Почтовый блок России, 2014 год, «150 лет Московскому зоопарку»

1865 г.

Дмитрий Иванович Менделеев защитил докторскую диссертацию по теме «О соединении спирта с водою», сообщив об открытии гидратных комплексов, и получил звание профессора Петербургского университета по кафедре технической химии. Тема этого великого открытия далеко не исчерпана и в наши дни.

Менделеев много занимался исследованиями в области виноделия, но к изобретению водки (которое ему приписывают по незнанию или в анекдотах) никакого отношения не имеет - водка массово производилась в России задолго до его рождения (имеются сведения о вывозе водки из России в соседнюю Швецию в 1505 г.)

Н. А. Ярошенко. Д. И. Менделеев. 1886. 

Привилегия (патент) на процесс получения водки в ее современном виде был выдан в России немцу-изобретателю еще в петровские времена. Но Менделеев в своих исследованиях первым заметил, что напитки крепче 30 градусов отрицательно влияют на слизистые ротовой полости и пищевода, а потому настоятельно рекомендовал воздерживаться от употребления 40-градусной водки в неразбавленном виде. Для компенсации недостатка привычной для русских «крепости» он рекомендовал добавку настойки перца. Так появилась 28-градусная «Перцовка».

Издавна существовавший термин «водка» - на древнерусском языке уменьшительное от слова «вода», т.е. на современный язык может быть переведен как «водица».

1915 г.

На масляной седмице, Государь Император Николай II посетил военный завод в Екатеринославе, где был тепло встречен простыми рабочими и имел с ними продолжительные беседы.

Посещение императором Николаем II Екатеринослава.

В приветственном слове Государю Высокопреосвященный Агапит сказал: «Это ваш подвиг, Ваше Императорское Величество. Вы трудитесь, наблюдая русскую жизнь и душу православного человека в наши скорбные, но святые дни. Вы лично видите, как Святая Русь вместе со своим Царем ничего не жалеет для блага своей Родины».

1918 г.

Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря (григорианского). Установлено, что день после 31 января считать не 1 февраля, а сразу 14 февраля, изъяв «лишние» 13 суток.

В феврале 1918 года по советскому календарю было только 15 дней,а весь год содержал 352 дня

Петровская реформа 1700 г., изменившая начало отсчета летосчисления – от Рождества Христова (а не от Сотворения мира) – тем не менее оставила в силе Юлианский календарь. Помимо своего гармоничного и духовного превосходства над Григорианским, он служил некоторым барьером для слияния России с западным христианско-апостасийным миром. Большевики этот барьер разрушили, поскольку сами были тогда главным инструментом антихристианской «тайны беззакония».

1925 г. Буткевич Тимофей Иванович

Протоиерей, профессор богословия Харьковского университета, член Государственного Совета, активный участник монархического движения. 

Родился 21.02.1854 г., в семье священника с. Большая Рогозянка Харьковского у. Дед был дьячком, прадед — священником.

Прот. Тимофей Буткевич

В разгар революционных беспорядков по всей России начали возникать монархические союзы, и о. Тимофей стал одним из активных участников патриотического движения. 

После февральской революции о. Тимофей вернулся в родной Харьков. 1 января 1918 г. — настоятель Свято-Николаевской церкви.

Прот. Буткевич умер в Харькове от воспаления легких и паралича сердца, похоронен на кладбище возле Иоанно-Усекновенской церкви в одной ограде с матерью и дочерью. Когда кладбище сносили, захоронение было уничтожено, сохранилась лишь часть гранитного памятника матери о. Тимофея.

1931 г. Поселянин Евгений Николаевич (Погожев Е.Н.)

Писатель и публицист. 

Поселянин Евгений Николаевич (Погожев Е.Н.)

Родился в Москве в семье врача, личного дворянина. Окончил в Москве Лицей им. цесаревича Николая и юридический факультет Московского университета (1892 г.). Писать и публиковаться начал в студенческие годы.

1973 г. Стефан (Игнатенко)

Старец, иеросхимонах. 

Родился 25.10.1886 в казачьей семье. Отец погиб от разбойников-черкесов. С 17 лет загорелся любовью к монашеству.

 

Постригся в монахи во Второ-Афонском монастыре. В 1926 г. в поисках уединения с 2 монахами ушел в глубокую пустынь по долине р. Кодор. Зиму проводил в селении Псху, которое считалось «столицей» пустынножительства. Однако сам старец не советовал другим уходить в пустыню. Он говорил, что можно жить в больших городах — современных пустынях нашего столетия из-за того, что здесь минимально приходится заботиться о внешнем: «Истинные ревнители Бога скроют себя среди мира». В дом старца в Кисловодске шли люди со всей России.