+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 24.11.2024 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

День в истории России!
21 августа / 3 сентября. Воскресенье

Василиса Льняница

Васса, Василиса, Баба Василиса, народное название дня мц. Вассы и чад ее (305–311 гг.).

Минологий-Август (мц. Васса и чада ее). Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318

На Василису во многих местах России начинали убирать лен. По народному поверью, «ходит в этот день голубоглазая Василиса в синем платочке да в лапоточках по льняному полю».

1221 г. Преподобный Авраамий Смоленский

Проповедник покаяния и грядущего Страшного Суда.

Родился в сер. ХII в. в Смоленске от богатых родителей, которые до него имели 12 дочерей и молили Бога о сыне.

Авраамий Смоленский и Меркурий Смоленский

Смоленский кн. Роман Ростиславич (1170 г.) завел в городе училище, в котором учились не только по славянским, но и по греческим и латинским книгам. У самого князя было большое собрание книг, которым пользовался преподобный Авраамий. Более 30 лет подвизался он в обители, когда игумен убедил его принять в 1198 г. сан пресвитера.

Он написал две иконы на темы, которые более всего занимали его: на одной изобразил Страшный Суд, а на другой – истязания на мытарствах.

1723 г. Кантемир Дмитрий Константинович

Молдавский и российский ученый, писатель, композитор и политический деятель.

Родился 26.10.1673 г. Его отец был господарем Молдавии и в качестве заложника в верности отца Кантемир находился в 1687-1691 гг. в Константинополе, где обучался в греко-латинской академии. Там он настолько хорошо изучил музыку, что как композитор создал много небольших пьес. В 1710 г. был избран господарем Молдавии.

Арсени Виктор. Пётр I и господарь Молдавии Дмитрий Кантемир в битве за Молдавию, с турками и татарами, 1711г.

В 1711 г. заключил тайный договор с Петром I о союзе против Турции и переходе Молдавии в состав России. Был принят со своим семейством и приверженцами в число русских подданных. Кантемир стал советником Царя по восточным вопросам, получил титул князя и поместья в Малороссии. В 1721 г. получил чин тайного советника и звание сенатора, в 1722-1723 гг. участвовал в Персидском походе.

1745 г.

Венчание наследника престола, Вел. кн. Петра Феодоровича (Петра III) с принцессой Софьей-Августой-Федерикой (Екатериной II).

Петр III и Екатерина II. Портрет работы Гроота.

1787 г.

Турецкий флот атаковал российский у западных берегов Крыма, что послужило началом к новой войне, начавшейся поражением турецкого десанта от войск Суворова в Кинбурне и вытеснением татар за реку Кубань на Северном Кавказе.

Александр Васильевич Суворов

1801 г. Закладка Казанского собора

Казанский собор в Петербурге, один из главных соборов Русского царства. Первый храм на его месте был построен по повелению Царицы Анны Иоанновны, которая питала особое уважение к чудотворной иконе Казанской Божией Матери. Храм был построен вдоль Невского проспекта.

В. С. САДОВНИКОВ. «Вид Казанского собора»

Когда от времени начали показываться разные повреждения в храме, Император Павел Петрович издал в 1800 г. повеление построить новый Казанский собор. Проектирование собора было поручено А.Н. Воронихину. Закладка храма последовала 21 августа 1801 г. в присутствии Императора Александра I, вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны и др. лиц Царского Семейства. Казанский собор представляет собой величественное здание, построенное по образцу собора св. Петра в Риме. Он имеет форму креста. Восточная часть его оканчивается полукруглым выступом, на котором поставлена икона Казанской Божией Матери, написанная академиком Тюриным.

Колонны были привезены с государственных гранитных каменоломен из Финляндии. Гранитная колоннада идет от подкупольных столбов к главному алтарю, Голгофе и к выходным главным дверям. Пол собора из олонецкого и финляндского мрамора. Иконостас у главного алтаря собора славится своим богатством и тонкой серебряной чеканкой. До 1917 г. он был весь покрыт серебром, воплощая собой «усердное приношение Донского войска». Донские казаки отбили 40 пудов серебра у французов, заключавшегося большей частью в церковной утвари, награбленной неприятелем из русских же храмов и, т.о., по словам М.И. Кутузова, они возвратили Богу похищенное из храмов Его сокровище. К этому было прибавлено еще до 60 пудов металла. Всего на иконостас пошло 1600 кг серебра.

В соборе были иконы П.В. Басина, В.Л. Боровиковского, Ф.А. Бруни, К.П. Брюллова, А.Е. Егорова, О.А. Кипренского, Г.И. Угрюмова, В.К. Шебуева и др. выдающихся живописцев того времени.

В 1932 г. храм был закрыт, а его помещение передано Музею истории религии и атеизма. Находившиеся в соборе иконы были переданы Русскому музею. Чудотворная икона Казанской Божией Матери была перенесена в Князь-Владимирский собор. Исчезло большинство сокровищ богатейшей ризницы, был уничтожен уникальный иконостас. С 1991 г. служба в храме возобновилась.

1838 г.

В Киеве открыт Институт благородных девиц.

Киев. Здание института благородных девиц. 1838-1842 гг. Архитектор В.И. Беретти

1875 г.

В Москве в торжественной обстановке при огромном скоплении народа, в присутствии Императора Александра II прошла закладка здания Исторического музея.

В.О. Шервуд, А.А. Семенов. Фасад на Красную площадь. Утвержденный проект Исторического музея. 1875 год

1917 г. Письмо Поместному Собору

Письмо митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону (Беллавину) диакона Иоанна Смолина, клирика Храма Воскресения на Крови (Петроград).

Митрополит Московский и Коломенский Тихон

«Петроград 21 августа 1917 г. 

Его Высокопреосвященству, Митрополиту Тихону, Председателю Всер[оссийского] Церков[ного] Собора.

Ваше Высокопреосвященство!

Не найдете ли возможным и нужным поднять пред Церк[овным] Собором вопрос, в виду предстоящего общего моления, о разрешении от клятвопреступления бывших верноподданных своего помазанника Божия – царя. Правда, своим отречением Царь ослабил тяжесть клятвопреступничества, но переживаемые тяжкие кары Россией и надвигающиеся еще сугубейшие бедствия не свидетельствуют ли о том, что Бог не прощает нам клятвопреступничества[?].

Священномученик патриарх Гермоген. Шилов В. В.

Не напрасно говорил св[ятой] патриарх Гермоген: «Измена царю есть страшное злодейство, за которое грозно накажет Бог, и что она не избавит Россию от бедствий, а еще глубже погрузит ее в их бездну».

Не напрасно 20 февраля 1607 г. в Успенском соборе [Московского Кремля] было всенародное покаяние пред престарелым патриархом Иовом, и он разрешил всех от клятвопреступления (даже самозванцу). И Патриарх Гермоген разрешил [народ] от клятвы поляку [царевичу] Владиславу. Почему же мы не считаем нужным быть разрешенными от клятвопреступничества законному Царю – Помазаннику Божию, отрекшемуся от престола под влиянием насилия со стороны «верноподданных»[?]

Кажется уже не один гром грянул, и страшная гроза идет: пора перекреститься, пора покаяться, а [Поместному] собору взять на себя миссию снять клятву (проклятие), тяготеющую над нами.

Диакон Иоанн Смолин.

Диакон Иоанн Смолин. Петроград. Храм Воскресения на Крови».

1925 г. Анатолий (Каменский)

Архиепископ Иркутский, активный участник монархического движения в Одессе, товарищ председателя Главного Совета Союза Русского Народа (СРН).

Родился 03.10.1863 г., в Самарской губ.

Анатолий (Каменский), епископ Томский и Алтайский

В Одессе архим. Анатолий принял живейшее участие в патриотическом движении. Он входил в руководящие органы всех монархических организаций, авторитетом своего сана укрепляя монархистов в праведности избранного ими пути борьбы за русские устои. В 1906 г. он был членом Совета Одесского отдела Русского Собрания (РС), товарищем председателя Одесского отдела Союза Русского Народа и членом Совета Одесского Союза Русских Людей (СРЛ). 10 декабря 1906 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры архим. Анатолий хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии. И в Елисаветграде он поддерживал тесные связи с монархистами.