+7 (812) 577-78-43
Вознесенский мост
Категория: Автомобильные мосты
Общая длина: 19,3 м
Водная преграда: Канал Грибоедова
Архитекторы: Л. А. Носков
Год открытия: 1780-е, 1958 (современный)
Инженеры: Б.Б. Левин
Ширина моста: 20,5 м
Вознесенский мост на карте
Характеристики моста
Вознесенский мост переброшен через канал Грибоедова в створе одноименного проспекта, соединив Казанский и Спасский острова. Длина сооружения — 19,3 метров, ширина — 20,5 метра. Это однопролетный металлический мост рамной конструкции. Устои – железобетонные, на свайном основании, облицованы гранитом. Рамная 2-х шарнирная конструкция: металлический ригель и железобетонная нога рамы.
Перила моста — чугунные решетки художественного литья. Их секции состоят из круглых стержней с капителями в виде раскрывающихся бутонов, чугунные тумбы ограждения — овальной формы с накладными элементами в виде щитов с перекрещивающимися мечами и продольными пиками, на которые нанизаны веточки акаций. Подобное перильное ограждение можно увидеть также на Итальянском мосту, перекинутом через канал Грибоедова в его верхнем течении.
Мост освещают фонари, установленные на въездах. Чугунные торшеры на гранитных тумбах стилизованы под начало XIX века, по типу торшеров 1-го Садового, 2-го Садового, Могилевского и Балтийского мостов.
История моста
В 1735 году здесь существовал деревянный мост. Свое название он получил в 1739 году в честь Вознесенской церкви, возведённой рядом с мостом в XVIII веке Антонио Ринальди и разрушенной в 1936 году.
В 1790 году с завершением работ по строительству подпорных стенок набережной канала Грибоедова мост представлял собой однопролетное сооружение с деревянным балочным пролетным строением на каменных устоях, облицованных гранитом, построенное по проекту архитектора Г.Х. Паульсена.
В 1901 году пролетное строение состояло из 13 ферм подкосной системы. Длина моста составляла 12 м, ширина –10,8 м.
В 1919 году мост капитально отремонтировали, и при прежней ширине пролетное строение стало состоять из 9 прогонов ригельно-подкосной системы.
В связи с прокладкой по проспекту Майорова трамвайных путей в 1930 году мост был усилен и расширен до 22 метров с сохранением старых устоев, по обеим сторонам которых были сооружены деревянные опоры. Пролетное строение оставалось деревянным.
Во время Великой Отечественной войны пролетное строение моста было повреждено. Часть деревянных прогонов заменили металлическими двутавровыми балками.
В 1957–1958 годах по проекту инженера Б.Б. Левина и архитектора Л.А. Носкова мост был перестроен в однопролетный, металлический, рамной конструкции. Пролетное строение состоит из 10 рам, соединенных между собой попарно-поперечными связями. Металлические «ноги» заармированы и омоноличены с передней стенкой устоя. Устои моста – железобетонные, на свайном основании, облицованы гранитом. На мосту установлено чугунное перильное ограждение по типу Итальянского моста. Секции перил состоят из круглых стержней со своеобразными капителями в виде раскрывающихся бутонов между чугунными овальными тумбами с накладными элементами, напоминающими щиты с перекрещивающимися стилизованными мечами и продольными пиками с нанизанными на них веточками акаций. На въездах на мост на гранитных тумбах установлены торшеры в виде перевязанных пучков копий с шестигранными фонарями на кронштейнах (по типу 1-го Садового, Могилевского и Балтийского мостов).
В 1978 году гранитный поребрик заменили на повышенный железобетонный аналог.
В 2003 году отреставрировали торшеры с фонарями.
В 2006 году ограждение проезжей части заменено на гранитное, высотой 62 см. Заменены гидроизоляция и покрытие тротуаров.
Дополнительная информация
Примечательно, что именно вокруг Вознесенского моста разворачиваются многие события в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». На нём любит останавливаться, предаваясь размышлениям, Раскольников. Здесь же он становится свидетелем самоубийства женщины, бросившейся с моста в Екатерининский канал. У Вознесенского моста разворачивается сцена сумасшествия Катерины Мармеладовой, заставляющей своих малолетних детей танцевать и петь перед прохожими ради подаяния.