+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь с 16.10.2018 на 17.10.2018 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Верхний Лебяжий мост

Россия, Санкт-Петербург
Верхний Лебяжий мост

Общая длина: 12,5 м

Водная преграда: Лебяжья канавка

Архитекторы: И Л. Росси

Год открытия: 1715 (деревянный), 1768 (каменный)

Инженеры: Т.И. Насонов

Ширина моста: 30,4 м

Верхний Лебяжий мост на карте

Характеристики моста

Верхний Лебяжий мост расположен у истока Лебяжьей канавки и соединяет 1-й Адмиралтейский остров с островом Летний сад. Длина переправы — 12,5 метров, ширина — 30,4 метров. По конструкции это однопролетный каменный мост с параболическим очертанием свода в виде бесшарнирной арки. С фасадов мост облицован гранитом. Устои массивные каменные из бутовой кладки на свайном основании, облицованы гранитом.

Ограждение представляет собой сплошной гранитный парапет, примыкающий к парапетам Дворцовой набережной. На тротуарах — гранитные плиты. Тротуары от проезжей части отделены гранитным поребриком.

История моста

Лебяжью канавку прорыли в 1711–1719 годах для осушения болотистой территории, где был разбит Царицын луг (ныне Марсово поле). Канал первоначально назывался Летним, по Летнему саду, затем его переименовали в Лебяжью канавку, так как на ней стали селиться лебеди из искусственных прудов Летнего сада. 

В петровские времена через Лебяжью канавку было переброшено четыре деревянных моста, и первым из них стал мост, построенный в 1711–1715 годах у истока канала. Это была деревянная переправа с подъемным разводным пролетом, сооруженная по проекту голландского мастера Германа ван Болеса.

В 1754 году мост перестроили в дереве. В 1767–1768 годах, в рамках строительства гранитных набережных Невы, в верховьях Лебяжьей канавки соорудили каменный однопролетный арочный мост, сохранившийся практически в неизменном виде до сегодняшнего времени. Единственное отличие: изначально на устоях моста были устоновлены газовые фонари. Предположительно к концу XIX века фонари были утрачены.

Проект переправы разработали архитектор И.Л. Росси и «квадраторного дела мастер» Т.И. Насонов. Мост назвали Лебяжьим (так же назывался в то время и Нижний Лебяжий мост).

В 1836–1846 годах переправу переименовали в Лебяжий Каменный — в отличие от остальных, деревянных, мостов через канал. Современные названия Верхний и Нижний Лебяжий (или Верхне-Лебяжий и Нижне-Лебяжий) известны с 1849 года.

Современные названия Верхний и Нижний Лебяжий мосты известны с 1849 года, они обозначают расположение мостов по течению Лебяжьей канавки.

 

 

В 1840–1845 годах обследования Верхнего Лебяжьего моста показали осадку опор и деформацию кладки свода. В 1847 году был подготовлен проект перестройки моста: параболический свод планировалось заменить новым кирпичным с циркульным очертанием, а пяты свода — поднять над уровнем реки на 1 метр. Этот проект не был реализован, равно как и следующий, который  в 1908 году разработал инженер К.В. Ефимьев. Только в 1927–1928 годах по проекту инженера Л.А. Крушельницкого Верхний Лебяжий мост капитально отремонтировали без изменения его конструкции и архитектурного облика.

В 1934 году был произведен ремонт изоляции свода.

Дополнительная информация

Верхний Лебяжий мост – одна из немногих переправ, сохранившихся до нашего времени почти без изменения конструктивных и архитектурных форм. Мост составляет единый архитектурный ансамбль с Дворцовой набережной и оградой Летнего сада и является объектом исторического и культурного наследия федерального значения.