+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

30 ноября 2021 года завершилась навигация в Санкт-Петербурге. Разводки мостов по графику на Неве и Малой Неве не будут проводиться с 30 ноября по 10 апреля, а на рукавах Невы – с 15 ноября по 20 апреля. Информацию о разводке мостов за пределами навигационного периода вы найдете на нашем сайте и в мобильном приложении «Мосты Петербурга». Новый сезон навигации откроется 10 апреля 2022 года.

 

Все понятно!

Новости

Юбилей Аничкова моста

02.12.2021

В 2021 году отмечает юбилей Аничков мост, один из самых известных в Санкт-Петербурге. Ему исполняется 180 лет. Переправа, украшенная всемирно известными конями работы скульптора Петра Клодта, была открыта 2 декабря (20 ноября по старому стилю) 1841 года.

Главная магистраль Санкт-Петербурга — Невская Першпектива (ныне Невский проспект) была проложена в 1710-х годах. Первый мост через Фонтанку по оси Невской Першпективы был сооружен по указу Петра I от 1715 года. Император повелел «за Большою Невой на Фонтанной реке по перспективе сделать мост». В мае 1716 года был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, пересекавший как саму реку, так и заболоченную пойму Фонтанки с островами и заводями.

Длина моста составляла около 170 метров, ширина — около 6,5 метров, судя по докладу от 15 мая 1716 года: «На першпективе через реку Фонтанку сделано: намощено на обрубах длиннику 80 сажень, поперёк 3 сажени пластинами, да сверх пластин о весь мост намощено досками ширины 4,5 аршина, и подъёмные щиты сделаны, и во весь мост по обе стороны на перила положены брусья». Для проводки по Фонтанке мачтовых судов подъёмные щиты снимали, а затем возвращали на место вручную.

Строительство моста обошлось казне в 50 рублей. Переправа сооружалась силами инженерного батальона под командованием инженера-подполковника Михаила Аничкова, чей полк базировался неподалеку, в старой финской деревне, прозванной с тех пор «Аничковой слободой». По имени своего строителя получил название и Аничков мост (произносится с ударением на второй слог).

В течение XVIII века по реке Фонтанке проходила граница города. На Аничковом мосту стоял шлагбаум, а рядом, на левом берегу Фонтанки, в 1726 году построили Караульный дом. Здесь находилась «рогатка» — застава, где у въезжающих в Санкт-Петербург проверяли документы и брали плату за въезд, в качестве которой могли быть как деньги, так и камни, необходимые городу для мощения улиц.

В 1730 году рядом с Аничковым мостом, в честь вступления на престол императрицы Анны Иоанновны, была установлена триумфальная арка. В 1741 году арку отреставрировали для встречи новой императрицы – Елизаветы Петровны, а в 1751 году — разобрали.

Деревянный Аничков мост быстро обветшал, и в 1721 году мост перестроили по проекту голландского инженера Хармана ван Болеса при участии архитектора Доменико Трезини. Переправа была расширена, стала 18-пролетной с разводным пролетом подъемного типа. Разводился мост вручную с помощью деревянного рычажного устройства. В 1723 году деревянные перила Аничкова моста покрасили в красный цвет.

В 1749 году архитектор Семен Волков построил в этом месте новый, более широкий, деревянный мост по типовому проекту того времени. Пролеты моста были обшиты деревом и отделаны под гранитный руст. Опоры – свайные. При въезде установили фонари на высоких деревянных столбах.

В 1780-х годах началось сооружение гранитной набережной реки Фонтанки. Работами руководил инженер-полковник И.К. Герард. С 1782 по 1788 год было построено семь мостов через Фонтанку: Симеоновский, Аничков, Чернышёв, Семеновский, Обуховский, Измайловский и Калинкин, а также гранитные набережные.

Мосты возводились по типовому проекту, который разработали, согласно различным источникам, инженеры И.К. Герард, П.К. Сухтелен, Ф. Бауэр или Ж-Р. Перроне (большинство историков склоняется к тому, что автором типового моста был французский архитектор Жан-Родольф Перроне).

Новый Аничков мост был сооружен в 1785 году. Как и его собратья, он представлял собой трехпролетное каменное сооружение с деревянным двукрылым разводным пролетом в центре и каменными арками по бокам. Опоры моста — каменные, облицованы гранитом. На опорах снизу расположены треугольные гранитные ледорезы, а сверху — четыре гранитные башни, где размещались подъемные механизмы. Мост разводился вручную с помощью цепей.

Мост был огражден каменным парапетом, на разводной части — легкая металлическая решетка. В первой половине XIX века парапеты заменили чугунными решетками с каменными тумбами. При входах на мост установили каменные обелиски с овальными фонарями на кронштейнах.

В 1839 году узкая проезжая часть Аничкова моста перестала справляться с возросшим движением по Невскому проспекту, и было принято решение о реконструкции. Проект разработали инженеры И.Ф. Буттац и А.Х. Редер. В декабре 1840 года царь Николай I утвердил проект, затем старый мост разобрали, и 22 мая 1841 началось строительство новой переправы под руководством директора Путейского института генерал-лейтенанта А.Д. Готмана.

Мост перестал быть разводным и сделался трехпролетным, равным по ширине Невскому проспекту. На въездах с четырех сторон были воздвигнуты гранитные постаменты, на которых стоят знаменитые скульптурные группы  «Укрощение коня» работы скульптора П.К. Клодта.

Для перил были отлиты  чугунные решетки, чей узор повторяет рисунок перил Дворцового моста в Берлине, построенного в 1824 году немецким архитектором Карлом Шинкелем. Массивные звенья с русалками, дельфинами и морскими коньками-гиппокампами чередуются между собой. Над промежуточными опорами решетки разделены гранитными тумбами, на которых по изначальному проекту планировалось установить вазы, но позднее строители отказались от этой идеи.

Эксплуатация нового моста выявила серьёзные конструктивные недостатки, которые уже в 1843 году привели к деформациям в сводах: жёсткая гранитная облицовка была недостаточно прочно связана с легкосжимаемой кирпичной кладкой. При отсутствии качественной гидроизоляции в щели в местах соприкосновения разнородных материалов попадала вода, разрушавшая своды.

В связи с прокладкой трамвайной линии по Невскому проспекту возник риск, что своды моста не выдержат нагрузки. В 1907–1908 годах Аничков мост был реконструирован по проекту С.П. Бобровского и Н.Г. Кривошеина под руководством архитектора П.В. Щусева. Замена сводов потребовала и замены опор, поэтому мост был полностью разобран.

Перестройка производилась секциями, при этом швы между ними оставались незаполненными. После реконструкции быки и устои остались прежними, кирпичные своды были выложены из кирпича, выдержавшего 15-кратное замораживание, и облицованы розовым гранитом. Все конструкции моста заизолированы рольным свинцом.

В годы войны и блокады Ленинграда знаменитые скульптурные группы П.К. Клодта были сняты с пьедесталов и закопаны в саду Дворца пионеров (Аничкова дворца). 9 июня 1945 года «Укротители коней» вернулись на свои места.

В ночь на 6 ноября 1942 года фугасная бомба весом 250 кг попала в Аничков мост. Взрывом сбросило в Фонтанку чугунные тумбы и более 30 метров перил, повреждения получили гранитные парапеты. Решетка была восстановлена еще во время войны, а след от осколков немецкого артиллерийского снаряда на граните постамента было решено сохранить как память об обороне Ленинграда.

В середине 1990-х годов была выполнена замена чугунных перильных ограждений: их сняли с моста и отлили заново.

Интересно, что скульптуры коней на правом берегу Фонтанки имеют на своих копытах подковы, а на левом — не подкованы. Согласно легенде, это объясняется тем, что в XVIII веке в Литейной части находились литейные мастерские и кузницы. Поэтому подкованные лошади «скачут» от кузниц в сторону Адмиралтейства, а неподкованные — наоборот, «идут» к кузницам, в сторону Литейного проспекта.

Узнать больше об истории моста, посмотреть архивные и современные фото можно на странице Аничкова моста в разделе "Юбилеи мостов".

Поделиться: